21 октября 2020 11:09

21 октября 2020 11:09

фото: Филипп Ераскумов

В режиме веерного бурения

Смотрители Байкальского тоннеля успешно борются с грунтовыми водами

Одним из ключевых, стратегических объектов Северобайкальского региона ВСЖД является Байкальский тоннель. Сегодня в связи с претворением в жизнь программы усиления БАМа намечено построить новый тоннель – в параллель действующему.

А пока, по словам главного инженера ПЧ-24 Анатолия Фимушина, коллектив тоннельного участка, дислоцирующегося на перевале Дабан, прилагает все усилия, чтобы обеспечить безопасность движения поездов по семикилометровому подземному коридору.

За минувшее лето многое удалось сделать. Так, в полном объёме устранены замечания весеннего комиссионного осмотра. Сейчас завершается утепление портальных ворот транспортно-дренажной штольни (ТДШ), идёт подготовка к запуску системы тепловентиляции.

Летом проветривание объекта осуществлялось через 14 открытых сбоек между основным тоннелем и ТДШ за счёт естественной тяги и «поршневого эффекта» от проходящих поездов.

Среднегодовая температура воздуха в штольне составляет порядка 5–7 градусов тепла. Зимой этот воздух дополнительно подогревается калориферами и подаётся в основной тоннель посредством трёх установок ВОМД (вентилятор осевой местного дутья). Диаметр рабочего колеса этих вентиляторов, установленных на порталах и на стволе, составляет 2,4 метра.

Всего за лето отремонтировано более 80 квадратных метров обратного свода людских ниш и путейских камер, в 22 местах устранена течь – посредством системы дренажа отведена вода от обделки тоннеля, окрашены двери сбоек и камер заобделочного дренажа, побелено обрамление ниш и камер.

Заметим, что система заобделочного дренажа с применением греющего кабеля позволяет в зимний период успешно бороться с наледеобразованием. Можно сказать, что на сегодня в Байкальском тоннеле свели к нулю это грозное природное явление.

Здесь также разработана своя технология защиты кабельных линий оповестительной и заградительной сигнализации – раньше при околке льда со стен тоннеля были случаи повреждения этих линий. Теперь все «узкие места» надёжно прикрыты металлическими экранами.

В зимний период смотрители Байкальского тоннеля будут, как и прежде, заниматься в основном «водоборьбой» – определять места течи и бурить дренажные скважины. Дело это непростое, требующее точного математического расчёта: под каким углом и где бурить, чтобы вода ушла в штольню, расположенную на 2–3 метра ниже основного тоннеля.

Лишь после того, как будет готов проект работ, включается буровой станок НКР-110М и начинается процесс веерного бурения. Бывает, что протяжённость скважины достигает 40–50 метров (её диаметр равен 110 мм).

Разумеется, все эти работы в подземелье проводятся в полном соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности, под неусыпным контролем тоннельного мастера Юрия Стебелева.

Как отмечает Анатолий Фимушин, сегодня Восточно-Сибирской дорогой подготовлен проект технического задания на строительство второго главного пути на линии Тайшет – Хани и нового Байкальского тоннеля.

В соответствующих разделах этого документа содержатся технические условия по обустройству обделки, систем вентиляции, освещения и электроснабжения нового и действующего тоннеля согласно современным требованиям СНиП и ГОСТа. Также запланированы нагорные водоотводы и другие дренажные сооружения.

Помимо установки автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУТП), системы геотехмониторинга предусмотрено и улучшение санитарно-бытовых условий работников нового и ныне эксплуатирующихся тоннелей.

В будущем Байкальском тоннеле применят современную технологию обустройства верхнего строения пути – «бархатный», бесстыковой путь будет возведён на малогабаритных рамах (МГР), уложенных на демпферные маты. Эта технология хорошо зарекомендовала себя на Коршуновских тоннелях.

Также в технических условиях предусмотрена полная гидроизоляция обделки – новый тоннель будет надёжно защищён от доступа грунтовых вод современным высокопрочным полимерным материалом.

По мере выполнения масштабной программы развития и усиления БАМа, несомненно, в обозримом будущем встанет вопрос о реконструкции действующего Байкальского тоннеля – по образу и подобию его коршуновских «собратьев». Бесспорно, после решения этого вопроса в разы увеличится пропускная способность северного хода ВСЖД.

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31