26 октября 2020 01:01

26 октября 2020 01:01

Куда смотрит Александр III

Император с видимой лёгкостью вершил мудрую государственную политику и гнул подковы

4 октября исполняется десять лет, как в Иркутске на набережной Ангары на средства железнодорожников был воссоздан памятник Александру III. За прошедшие годы он стал одной из визитных карточек города. Все привыкли к нему, но не все знают историю его создания и причину, по которой он был изначально установлен.

Вот что по этому поводу написано в издании «Памятник над Ангарой», подготовленном дорожным центром научно-технической информации совместно с центром по сохранению историко-культурного наследия и государственным архивом Иркутской области: «Решение о сооружении памятника державному основателю Великого Сибирского рельсового пути императору Александру III было принято на заседании иркутской городской думы 28 ноября 1900 года. А 30 августа года 1908-го построенная на народные пожертвования скульптура государя работы Роберта Робертовича Баха, выигравшего конкурс
на составление проекта, была открыта».

Перед установкой памятника решался один чрезвычайно важный, принципиальный вопрос: куда должно быть обращено лицо императора? В протоколе от 27 марта 1907 года записано: «При постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке теряется как бы основная мысль сооружения памятника, а именно на этом месте, на берегу Ангары, против проходящего Великого Сибирского пути… При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывается основная мысль, но со стороны города памятник много потеряет, и столица Сибири как бы обижена таким обращением к ней царя, призвавшего весь край к новой жизни. Если поставить фигуру в профиль, разрешаются удовлетворительно обе задачи. Соображаясь с местными условиями, представляется правильным поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу».

Но суждено было ему простоять всего лишь 12 лет. В 1920 году скульптуру царя демонтировали. На простоявший долгие десятилетия пустым постамент в 1964 году был водружён железобетонный шпиль.

Летом 2001 года в рамках столетия Транссибирской магистрали из Москвы во Владивосток двигался юбилейный поезд. В нём были почётные железнодорожники, писатели, журналисты, художники. 14 июля поезд прибыл в Иркутск. В тот же день на набережной Ангары около памятника проходил торжественный митинг. Здесь в своём приветственном слове министр путей сообщения России Николай Емельянович Аксёненко заявил, что Восточно-Сибирская железная дорога и Министерство путей сообщения обязуются восстановить церковь в Глазковском предместье и памятник Александру III.

Вскоре после этого события начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Иванович Касьянов поручил руководителям дороги заняться этим вопросом и подписал письма на имя мэра города. 24 апреля 2002 года на заседании городской думы было принято решение о восстановлении памятника. Кроме преамбулы в решении два пункта: об одобрении инициативы ВСЖД о «восстановлении в г. Иркутске памятника Александру Третьему при соблюдении требований законодательства об охране памятников истории и культуры» и о том, что «восстановление памятника Александру Третьему должно осуществляться за счёт средств ГУП ВСЖД».

Работу по воссозданию памятника блестяще выполнил скульптор Альберт Серафимович Чаркин – ректор Академии живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина, председатель Санкт-Петербургского союза художников, академик АХ РФ.

Здесь уместно, думаю, напомнить хотя бы об основных заслугах Александра III перед Россией.

В книге Евгения Пчёлова «Романовы. История династии» читаем: «Самой главной заслугой Александра Третьего перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александр Третий доныне остаётся единственным правителем нашего государства, начиная с девятого века, при котором не было ни одной войны. Император, давший России этот мир, за это и получил своё прозвание «Миротворец» и заслуживает самой светлой памяти у потомков…»

Император любил говаривать, что у России нет союзников, кроме её армии и флота. Другие державы вовсе не заинтересованы в том, чтобы Россия была могучей страной, и, конечно, готовы сделать всё, чтобы помешать этому. Исполинская фигура Александра Третьего служила гарантом не только безопасности России, но и стабильности в Европе.

Как анекдот рассказывали, что когда император ловил рыбу в Гатчине, адъютант принёс ему какую-то важную телеграмму из Европы, на что Александр сказал: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может и подождать».

Он отличался громадной физической силой. Его дочь Ольга Александровна вспоминала: «Отец обладал силой Геркулеса, но он никогда не показывал её в присутствии чужих людей. Он говорил, что может согнуть подкову и связать в узел ложку, но не смеет делать этого, чтобы не вызывать гнев мамы. Однажды у себя в кабинете он согнул, а затем разогнул железную кочергу. Помню, как он поглядывал на дверь, опасаясь, как бы кто не вошёл!»

На одном из официальных приёмов, где присутствовали иностранные дипломаты, австрийский посол заявил, что достаточно двух-трёх дивизий, чтобы урегулировать балканский вопрос. Александр Третий взял со стола ложку и завязал её узлом и сказал: «Вот что я сделаю с вашими дивизиями!»

Он мог согнуть серебряный рубль, разорвать пополам колоду карт, а во время трагических событий у станции Борки Змиевского уезда Харьковской губернии 17 октября 1888 года держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков. Тогда из-за технических неисправностей в железнодорожных путях императорский поезд сошёл с рельсов. Крушение случилось в тот момент, когда царская семья села обедать и Александру подавали его любимую гурьевскую кашу. Все они чудом остались в живых, отделавшись лишь ушибами, царапинами и, конечно, шоком. Число погибших составило 21 человек. Царская семья показала себя с самой достойной стороны. Выбравшись из-под обломков и убедившись, что муж и дети живы, императрица Мария Фёдоровна начала помогать раненым. Несмотря на свои синяки и кровавые порезы, она говорила, что с ней всё в порядке, и резала своё нижнее бельё на бинты. Царская семья согласилась сесть в прибывший вспомогательный поезд только после того, как в него погрузили всех пострадавших».

В период своего правления император сумел достичь того, к чему стремится современная Россия: в стране наблюдался экономический рост. Доходы государственного казначейства увеличивались, была упорядочена налоговая система. Продукция металлургии в 1886–1892 годах удвоилась.

17 марта 1891 года Александр Третий подписал в Петербурге Высочайший рескрипт с поручением своему сыну цесаревичу Николаю, завершавшему зарубежное путешествие в Японии.

«Ваше Императорское Высочество!

Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений. я поручаю Вам объявить такую волю Мою по вступлению Вами вновь на русскую землю после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем полагаю на Вас совершение в Владивостоке закладки разрешенного к сооружению за счёт казны и непосредственным распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути.

Знаменательное участие Ваше в начинании, предпринимаемом Мною, сего истинно народного дела да послужит новым свидетельством душевного Моего стремления обеспечить сношение Сибири с прочими частями Империи и тем явится сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Моё попечение о мирном его преуспеянии. Призываю благословение Господне на предстоящий Вам продолжительный путь по России, пребываю искренне Вас любящий

АЛЕКСАНДР»

В июне 1891 года Иркутск посетил цесаревич Николай, возвращавшийся с Дальнего Востока после кругосветного путешествия. 19 мая во Владивостоке наследник престола объявил о начале сооружения сплошного Сибирского железнодорожного пути. Там же, во Владивостоке, состоялись торжества по случаю закладки Уссурийского участка и железнодорожного вокзала. Так было положено начало Транссибирской магистрали.

Памятник Александру Третьему – это наша история, он знаменует собой строительство величайшей из железных дорог мира, и мы должны гордиться, что знак и честь такого события находится в нашем городе и восстановлен железнодорожниками Восточно-Сибирской.

Владимир Каутц
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31