24 октября 2020 17:41

24 октября 2020 17:41

фото: архив «Восточно-Сибирского пути»

По полной программе

Для выхода из кризиса неплатежей дорога предложила нечто лучшее, чем затягивание поясов

На ВСЖД всегда уделяли большое внимание внедрению передовых методов производства, новых технологий и технических решений. Специалисты отправлялись в командировки на другие дороги страны. Потом стали практиковаться поездки за рубеж. Увиденное обсуждалось на дорожных совещаниях, и если это сулило экономический эффект, то внедрялось в наших подразделениях, а уже реализованные предложения становились достоянием всей сети.
Перед дорожным совещанием, на котором рассматривались результаты работы за 1995 год и задачи на 1996-й, начальник отдела труда и зарплаты Александр Никифорович Михалковский спросил у меня: «А какова общая задолженность ВСЖД, и за какое время мы сможем её погасить?»
Долги исчислялись астрономическими по тем временам цифрами – 1 трлн 142 млрд руб. В том числе: заводам МПС – 10 млрд руб., подрядчикам по капитальному ремонту – 24 млрд руб., строительным организациям – 114 млрд руб., и самый большой долг – по налогам в бюджеты всех уровней и обязательным платежам во всевозможные внебюджетные фонды – 994 млрд руб.
При ежемесячной выручке дороги в 100 млрд руб. нам надо было весь годовой приход направить на расчёты по долгам. Но это было невозможно: есть текущие платежи, необходимые для обеспечения бесперебойной работы дороги. Кроме того, к этому времени на железных дорогах страны, как и во всех других отраслях, постоянно возникали проблемы по своевременной выплате заработной платы.
После итогового совещания начальник дороги собрал у себя заместителей и начальников служб. Они высказывали свои предложения, а Геннадий Павлович Комаров взял большие листки чистой бумаги и сам стал их записывать.
У меня было 70 предложений, они охватывали все виды деятельности и все статьи доходов и расходов, а также систему погашения налоговых платежей.
По указанию Комарова здесь же в кабинете руководители финансово-экономического блока во главе с заместителем начальника дороги по экономике Игорем Александровичем Кирилловым по каждому предложению стали готовить оперативные приказы и телеграммы с конкретными сроками и ответственными за их исполнение. В тот же день документы были Комаровым подписаны и разошлись по дороге. В итоге родилась целая программа действий.
Но это было только началом очередной большой работы. Мы сформировали финансовый план работы ВСЖД на год, который предусматривал подробно все доходные и расходные статьи. Аналогичные планы были разработаны и отдельно по всем отраслевым хозяйствам дороги. Вывели дефицит
финансовых ресурсов по каждому хозяйству.
Мною было предложено включить в этот план и всю нашу задолженность для погашения с разбивкой поквартально, по месяцам и с определением очерёдности платежей. Так впервые на сети появился прообраз будущего платёжного баланса дороги. На сумму дефицита средств разрабатывалась программа мероприятий всеми службами дороги.
На 1996 год программа действий предусматривала получение экономического эффекта от внедрения мероприятий по стабилизации экономики на общую сумму
1 трлн 859 млрд руб. Был издан специальный приказ начальника дороги по этим вопросам. Об общей сумме не было известно в МПС, так как план экономического эффекта на 1996 год в целом по МПС оценивался
в 5,5 трлн руб. Но мы сами для себя взяли план, который равнялся одной трети от суммы по всей сети, для того чтобы иметь возможность вовремя платить зарплату, обеспечивать все эксплуатационные нужды, продолжать реформировать и развивать все хозяйства дороги.
В 1994 году в составе делегации МПС во главе с заместителем министра Иваном Сергеевичем Бесединым мы были в командировке на железных дорогах США. Мы задавали различные технические вопросы: о локомотивах, вагонах, движении, пути. Спрашивали: а в каких вопросах компетентен лично начальник железной дороги в США? Ответ был ясен: во всех вопросах экономики и финансов железных дорог.
Нашей дороге повезло: Геннадий Павлович наряду с техническими вопросами блестяще разбирался и в финансово-экономических. На докладах он требовал: «Научите своих руководителей вопросам экономики, финансов и налогообложения, иначе они не смогут решать поставленные перед ними
задачи».
После командировки в Америку мною было предложено внедрить на нашей дороге ряд новшеств – разработать единую программу компьютеризации железной дороги и решить с её помощью ряд экономических задач, создать маркетинговые отделы в дорожном центре транспортного обслуживания, ввести должности первых заместителей начальников служб по экономике и многое другое.
Приказом начальника дороги от 12 мая 1996 года во всех службах дороги такие должности были введены. Это очень помогло нам, особенно при реформировании дорожной структуры управления и организации работы
при безотделенческой структуре.
Самый большой экономический эффект в 1996 году предусматривалось получить через созданный Дорожный центр транспортного обслуживания, которым руководил Владимир Георгиевич Шехтель. 500 млрд руб. сверх утверждённого плана этот центр должен был внести в дорожную копилку. Большое внимание уделялось внедрению АРМ товарного кассира, свободным договорным тарифам и дополнительным услугам клиентуре.
376 млрд руб. составлял экономический эффект в подразделениях вагонного хозяйства, руководил которым Иван Дмитриевич Козубенко. Здесь большое развитие получила технология восстановления изношенных деталей вагонов за счёт внедрения различных технологий, в том числе по наплавке.
На 208 млрд руб. было дано задание хозяйству пути. По 184 млрд – хозяйствам перевозок и локомотивному, 141 млрд – пассажирскому. У остальных хозяйств задания были менее ста миллиардов рублей. Но все имели чёткий план действий. Для организации работы и постоянного контроля в экономической службе дороги был создан специальный отдел, которым руководила Ольга Владимировна Карандина.
С 1 сентября 1996 года в состав ВСЖД было передано Северобайкальское отделение Байкало-Амурской железной дороги. На этом отделении находилась крупнейшая стройка – Северомуйский тоннель. На момент приёмки в состав ВСЖД строители тоннеля бастовали. Им давно не платили зарплату, была огромная кредиторская задолженность.
В соответствии с принятыми нами решениями изменился порядок финансирования на дороге. Ежедневные платежи осуществлялись строго по очерёдности. Первыми шли платежи по налогам в установленные сроки. Вторыми были необходимые перечисления для выплаты зарплаты всем работникам дороги, включая строителей Дорстройтреста и Северомуйского тоннеля. Далее – оплата за потребляемую электроэнергию на тягу поездов. Потом шли платежи по новому строительству, инвестициям, программе безопасности движения поездов, капитальному ремонту и материально-техническому снабжению.
В итоге за счёт реализации принятой программы всеми хозяйствами дороги мы смогли профинансировать до конца 1996 года все необходимые платежи. В том числе 180 млрд руб. – по строительству Северомуйского тоннеля, 93 млрд – на перевод участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток. Столько же было направлено на развитие чётной сортировочной системы по станции Тайшет.
На Нижнеудинский вагоноремонтный завод было выделено 86 млрд руб. На программу безопасности движения поездов – 30 млрд. На учебный корпус Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта –
22 млрд. На санаторий «Аквамарин» на берегу Чёрного моря – 21 млрд. На приобретение новых электропоездов – 66 млрд руб. и на многое другое. Общая сумма, направленная на инвестиции, составила в 1996 году 598 млрд руб.
Кроме того, за счёт платежей в областной бюджет мы финансировали зарплату артистов областного академического драматического театра имени Н. Охлопкова. Директор театра Анатолий Андреевич Стрельцов, выступая перед железнодорожниками, не мог сдержать своих эмоций и закончил выступление словами: «Слава железнодорожникам Восточно-Сибирской железной дороги! Низкий вам поклон и благодарность от всего коллектива театра и от всех жителей Иркутской области!»

в 1998–2010 гг.
Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 гг.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31