21 октября 2020 22:20

21 октября 2020 22:20

фото: архив «Восточно-Сибирского пути»

Сталь теснит алюминий

Традиционный для станции Гончарово металл замещается другим

Нелёгкие времена переживает ОАО «СУАЛ-ИркАЗ» – главный грузоотправитель на промышленной шелеховской площадке: падают объёмы реализации, и, следовательно, снижается погрузка и перевозка крылатого металла со станции Гончарово.
ительно новых подъездных путей на территории ОАО «СУАЛ-ИркАЗ». Трудно поверить, но ещё семь лет назад здесь кипела бойкая работа. Тогда казалось: вот-вот – и новенькая транспортная инфраструктура алюминиевого производства вблизи Иркутска станет принимать длинносоставы по 65 вагонов каждый. Металлурги вынашивали честолюбивые планы отправлять контейнерные поезда прямо со своей электрифицированной
железнодорожной колеи.
В те времена и станция Гончарово повысила свой статус до второго класса. Тогда местные движенцы мечтали: это не предел. Соседи станционников и алюминщиков – производители кабеля, железобетонных изделий, лесопереработчики, агроснабовцы – с оглядкой на своего промышленного лидера строили планы об увеличении погрузки-разгрузки примерно на треть.
И только махровый пессимист не мог верить этому. На ирказовской площадке разворачивались строительно-монтажные работы. Возводилась новая ведомственная станция Алюминиевая, готовился пуск самой мощной и современной серии электролиза – пятой. Возводилась контейнерная площадка, пробрасывалась контактная сеть, устанавливались контактные опоры...
В начале 2000-х годов Гончарово действительно была одной из самых динамично развивающих станций на сети. Ночью и днём станционные пути были забиты товарными составами. Глинозём, жидкий пек, платформы с барабанами «Иркутсккабеля», сельхозтехника, железобетонные изделия частенько превращались в склады на колёсах, перепростаивая на рельсах Транссиба.
– С пуском пятой серии электролиза наша станция превратится во вторую Багульную, – не сомневался в 2006-м заместитель начальника станции Гончарово по грузовой работе Владимир Данилко, сравнивая свои объёмы с известной северной станцией рядом с Братским алюминиевым заводом.
Даже по тем временам это было сильно сказано. Станция Багульная обеспечивает грузопоток крупнейшего в мире ОАО «РУСАЛ-БрАЗ». Но грузовое напряжение на гончаровские рельсы тогда вынуждало местных таможенников трудиться над проблемой разгрузки грузопотока даже в выходные и праздничные дни.
И вот через несколько лет поверх ирказовских рельсов, в которые вколочены миллионы долларов, вольготно растёт трава, летают бабочки и чирикают воробьи. Запустение, разор?
– Я бы так не сказал, – не согласен нынешний заместитель начальника станции Гончарово Алексей Татарников. – В августе мы погрузили-разгрузили на ирказовских площадках  2960 единиц подвижного состава, в основном глинозём, каменный уголь, кварцит, пек. Это, конечно, меньше прошлогоднего августовского показателя, да и в отправке грузов металлургов допущено отставание – 704 вагона против прошлогодних  980. Зато у нас активизировался с приёмкой-передачей грузов новый игрок на железнодорожном рынке услуг – ООО «Компания Металл Профиль». Только в последнем летнем месяце это предприятие приняло и разгрузило 119 вагонов с бобинами листовой стали.
Надо заметить, что благодаря ОАО «РУСАЛ -ИркАЗ» – первенцу цветной металлургии в Восточной Сибири – развивались, прирастали и станция Гончарово, и город – спутник областного центра Шелехов, и сопутствующие
предприятия.
Ныне бывший алюминиевый гигант переживает тяжёлые времена. Отголоски мирового кризиса серьёзно ударили по рыночной цене «крылатого металла». Они настолько упали, что на многих заводах «РУСАЛа» приходится сокращать мощности. Вот и на Иркутском алюминиевом заводе ныне пришлось останавливать некоторые корпуса электролиза со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с сокращением персонала.
Когда восстановятся цены на «чушки», а именно эти алюминиевые слитки в основном предлагали своим традиционным партнёрам через Лондонскую биржу металлов заводчане, пока неизвестно. Но уже второй год осваивается на одной из железнодорожных площадок Шелеховского промышленного узла новая серьёзная компания. Идеологи этого проекта  просчитали все возможные варианты развития и намерены крепко встать на ноги на Байкальском рынке строительных материалов. За несколько лет переработчики тонколистного металла стали одними из лидеров на российском рынке  в производстве кровельных и стеновых панелей.
Конечно, гончаровские движенцы стараются поддерживать нормальные деловые отношения со своими новыми партнёрами по перевозочному процессу. Но и в отношениях с ними у железнодорожников всплывают застарелые проблемы. В частности, несвоевременное прибытие тепловоза для маневровых работ, который дислоцируется на станции Кая, нет-нет да вносит сумятицу в оперативное передвижение грузов с главного хода на место разгрузки. Из таких частностей складывается общая картина.
Игнат Боготольцев
Игнат Боготольцев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31