25 октября 2020 16:18

25 октября 2020 16:18

фото: Александр Филиппов

Опыт без тиража

Пробелы в системе менеджмента качества всё очевиднее

На полигоне ВСЖД инструментарий системы менеджмента качества зачастую ограничен подготовкой всевозможных громоздких отчётов в условиях минимума живой новаторской работы.

Под занавес лета в режиме видеоконференции на дороге прошёл технико-технологический совет по теме «Реализация принципов и инструментов системы менеджмента качества в структурных подразделениях ВСЖД». Следует отметить, что дорожная служба технической политики основательно подготовилась к этому мероприятию, сформировав солидный справочно-аналитический материал по тематике рассматриваемых вопросов.

– До тех пор, пока не будем вести целенаправленную работу по системе менеджмента качества – в форме обмена передового опыта, семинаров, в том числе на уровне регионов, – мы ничего не добьёмся, – уверен главный инженер ВСЖД Александр Мещеряков. – Если эту работу тянет на предприятии только один инженер по качеству, то, будь он хоть семи пядей во лбу, вся деятельность сведётся к его видению проблематики, а не к техническому творчеству всего коллектива.

Новаторский подход к делу, по словам Александра Мещерякова, на протяжении нескольких лет можно видеть в Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин.

В то же время в развитии СМК ничего особенного не сдвинулось в Северобайкальском регионе.

– Где-то кто-то услышал, как привести кладовую в божеский вид, тем и ограничиваются, – посетовал главный инженер.

Около десятка докладов подготовили к видеотехсовету инженеры и специалисты служб и дирекций в границах дороги. Из-за ограниченности во времени выступить удалось не всем, но и тем, кому удалось высказать своё мнение с трибуны, было ясно, что положение с менеджментом качества на ВСЖД выглядит действительно не вполне радужным. К примеру, выполнение программ внедрения СМК в службе пути составляет с начала текущего года 19%, в дирекциях: тяги – 33%, моторвагонного подвижного состава – 30%, по ремонту тягового подвижного состава – 33%. Лишь Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин на этом удручающем фоне выглядит достойно – 69%.

– Действительно, коллективы наших служб и дирекций не вовлечены в творческий технический процесс СМК, – признал начальник службы технической политики ВСЖД Алексей Самолюк. – Как результат – в первом полугодии не удалось выдержать график прохождения грузовых поездов, выполнить программу по недопуску случаев травматизма и ряд других ключевых задач. Не последнюю роль сыграли отсутствие в этом вопросе лидерской роли руководителей, совмещение нескольких функций инженерами, отвечающими в своих подразделениях за проблематику СМК
и бережливое производство.

Были у выступающих и деловые предложения. В частности, заместитель начальника Дирекции инфрастуктуры Сергей Старцев посчитал необходимым проводить на ВСЖД регулярный конкурс «Лучшее подразделение по менеджменту качества», организовывать школы передового опыта.

А главный инженер Дирекции по ремонту пути Александр Бланковский рассказал о достижении хозяйства ремонтных путейцев. Здесь за счёт рационального использования рабочего времени, при том же штатном составе, удалось довести сбор решёток на базах ПМС с 250–300 метров до пятисот.

Есть свои достижения в Вихоревской дистанции электроснабжения. Главный инженер этого предприятия Александр Гнидан поделился со своими коллегами опытом внедрения входного контроля за качеством поступающих материалов и запасных частей, который, кстати, ведёт весь коллектив железнодорожных энергетиков.

Надо сказать, что эти предложения инженеров-практиков не канут в Лету, они включены в решение технико-технологического совета. Кроме того, участники мероприятия намерены рассматривать тему СМК и технологий бережливого производства в рамках проведения еженедельных совещаний главных инженеров на полигоне дороги.

Также решено организовывать на основе определённых показателей оценку работы подразделений и составления рейтингов начальников дирекций, служб по внедрению СМК и новаций в программы бережливого производства.

Крайне необходимым участники совещания считают регулярный выезд сотрудников дирекций и служб, ответственных за проблематику качества и бережливости, в подразделения для оказания консультационной и методической помощи и контроля за внедрением соответствующих нормативных документов.

Предлагается рассмотреть руководством дороги возможность прохождения стажировки для руководителей и специалистов подразделений на ведущих предприятиях страны, имеющих положительный опыт внедрения СМК и применения технологий бережливого производства.

Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31