
Судьба «Ангары»
О старинном ледоколе позаботится аварийно-спасательная служба
«Ледокол «Ангара» находится в областной собственности, и этот статус менять никто не собирается», – заверил министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников.
Уникальное судно было спущено на воду в июле 1900 года в селе Лиственичном, что на берегу Байкала. Сюда ледокол доставили в разобранном виде из английского Ньюкасла: он был построен на стапелях верфи фирмы «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» по заказу Комитета по постройке Сибирской железной дороги. Судно предназначалось для прокладки во льдах пути для железнодорожного парома «Байкал», который перевозил составы на другой берег сибирского озера. В паре ледокол и паром ходили до 1906 года, когда было завершено строительство
Кругобайкальской дороги.
В последующие десятилетия «Ангаре» какое-то время находили применение, а затем она почти четверть века в полузатопленном состоянии ожидала решения своей участи. Ледокол чуть было не разрезали
на металлолом.
Судно восстановили в 1990 году благодаря поддержке общественности и регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. У этой организации «Ангара» и находится до сих пор в безвозмездном пользовании. Но, по словам министра культуры и архивов, договор с обществом будет расторгнут, поскольку у него нет средств содержать ледокол.
«Ангара» будет передана областному государственному учреждению «Аварийно-спасательная служба Иркутской области», которое и будет поддерживать его в надлежащем состоянии», – уточнил Виталий Барышников. По его словам, славное прошлое ледокола, включая его вклад в строительство железной дороги, не будет забыто: экскурсиями и постоянными экспозициями, в том числе посвящённой строительству Транссибирской магистрали, поручено заняться областному
краеведческому музею.
«В судьбе «Ангары» наконец-то наступит определённость. Она должна быть сохранена для потомков», – уверен заместитель директора музея Восточно-Сибирской магистрали, иркутский краевед Александр Хобта.