19 января 2021 21:15

19 января 2021 21:15

фото: Борис Ступин

Планида инженера Парщикова

Из своих сорока трёх он два десятка лет верой и правдой служит Восточно-Сибирской дороге

В конце прошлого века среди восточно-сибирских железнодорожников на полном серьёзе ходила присказка: «Хочешь стать министром, начальником дороги или его заместителем – начинай служебный рост на Тайшетском отделении». Геннадий Фадеев, Николай Аксёненко, Геннадий Комаров, Александр Касьянов и многие другие прошли через тернии тайшетского железнодорожного университета. Эта планида не миновала и нынешнего заместителя начальника ВСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александра Парщикова.  

Стрелка бабы Дуси

Свой значок «Почётному железнодорожнику» Евдокия Герасимовна обычно надевала к красным календарным датам. Для крошечного транссибирского посёлка Юрты, что расположился в нескольких десятках километров к западу от Тайшета, День железнодорожника – едва ли не самый главный праздник в году. Работников стальной магистрали традиционно чествовали в поселковом доме культуры.

– Что тебе, Саша, на улице с ребятами попусту болтаться, пойдём в ДК, на наш праздник, – предложила за утренним самоваром бабушка. – Лучше узнаешь посёлок, увидишь новых людей. Пойдём, не пожалеешь!

Был август 1975-го. В ту пору Александру Парщикову шёл шестой год. Страницы книги его жизни ещё только ждали своих предначертанных судьбой записей, ярких и незабываемых впечатлений, неизбежных утрат и обретений. Евдокию Парщикову в посёлке любили и уважали. Пока шли до Дома культуры, внук то и дело слышал от взрослых и юных прохожих почтительные приветствования:

– Здравствуйте, уважаемая Евдокия Герасимовна! Здрасти, баба Дуся!

Из фойе Дома культуры доносились мелодичные звуки духового оркестра. Во время торжественной части Евдокии Герасимовне вручили букет алых гвоздик. Потом был праздничный концерт.

– Бабушка, а за что и когда тебе дали значок «Почётному железнодорожнику»? – не смог удержаться от вопроса внук.

Шёл январь 1942 года. Стрелочница станции Юрты высшую награду НКПС за подписью его тогдашнего руководителя Лазаря Кагановича получила за бдительность – обнаружила остродефектный рельс.

Школа Алюхно

Жгучий для многих вопрос «кем быть?» перед выпускником 17-й средней школы посёлка Юрты как таковой не стоял. Да и как иначе, ведь Александр Парщиков как личность формировался в среде связистов и эсцебистов Тайшетской дистанции. Его дед Николай Парщиков долгие годы работал в ШЧ-1 электромехаником СЦБ. За свой труд был отмечен знаком «Почётному железнодорожнику». Заметный след в развитии железнодорожной связи на Тайшетском узле оставил отец, электромеханик Виктор Парщиков. Словом, генный уровень предопределил дальнейший жизненный путь Александра Викторовича. В Иркутске в те годы не готовили инженеров в области автоматики, телемеханики и связи. Поэтому пришлось Александру ехать в Омск, дабы грызть гранит науки в тамошнем железнодорожном институте. Производственную практику в 1991 году он проходил в Тайшетской ШЧ. Получил необходимые для практиканта итоговые документы. Можно было и расслабиться – летние студенческие каникулы были в разгаре...

Как-то вечером отец строго заметил Александру:

– Что, студент прохладной жизни, не пора ли тебе за дело? В Юртах в самом разгаре пусконаладочные работы на новом посту ЭЦ. Рабочие руки ой как нужны. Да к тому же сам начальник нашей дистанции Виктор Станиславович Алюхно просит помочь.

Пришлось студенту-практиканту стать на время электриком: готовил электроприводы стрелочных переводов, брал в руки штыковую лопату и прокладывал траншеи под кабель, участвовал в монтаже устройств. Так с лёгкой руки Виктора Алюхно 21-летний Парщиков познал, почём он, фунт лиха рядового работника ШЧ, как даётся ему трудовой рубль.


В кадровом резерве

Другим наставником с большой буквы для Александра Парщикова стал тогдашний начальник ВСЖД Геннадий Комаров, который, как никто другой, умел находить специалистов с высоким потенциалом и растить их до нужного корпоративного уровня. Будучи заместителем начальника ШЧ-1, Александр Викторович был включён в кадровый резерв начальника дороги. Практически ежеквартально Геннадий Павлович собирал молодых резервистов, беседовал с ними, находил точки соприкосновения с каждым.

Вместе с ОАО «РЖД» последовательно рос и Александр Парщиков: начальник ШЧ Иркутск-пассажирский, главный инженер службы информатизации и связи, начальник Иркутской дирекции связи.

С августа 2010-го Александр Викторович по решению руководства компании возглавляет на дороге работу по корпоративному управлению и взаимодействию с органами власти.


Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31