31 октября 2020 14:00

31 октября 2020 14:00

фото: Владимир Палагутин

Серебро высокой пробы

Резервы устойчивой и стабильной работы надо искать в кадровом потенциале

Второй квартал этого года стал для Слюдянской дистанции сигнализации, централизации и блокировки результативным – она заняла второе место в сетевом соревновании. Кстати, в 2012 году она завоевала третье место в третьем квартале. Значит, самой судьбой определено ей в первом квартале 2014-го выходить на первое место. Если, конечно, не раньше...

Человеком дело ставится

– Знаете, я не поклонник астрологии или гадания на картах Таро, – говорит начальник дистанции Владимир Иванкович. – Я верю в людей и в их настрой на дела. Настрой у нас есть. А что касается прогнозов, то ведь и конкуренция нешуточная: только на нашей дороге десять дистанций СЦБ, да ещё 230 – по всей сети. Тут, как говорится, на красивые глаза не надейся...

А никто и не надеется. Люди делают своё дело и, видимо, делают его хорошо.

Лариса Волкова, ведущий инженер техотдела, вытаскивает из компьютера справку-анализ за второй квартал и просит обратить внимание на два основных показателя: при задании в 7 баллов реальное состояние работы оценено в 6,2, при этом количество отказов технических средств снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42% (11 к 19).

– Какие бы современные технологии ни внедрялись, какое бы ни шло обновление оборудования, устройств, ещё чего-либо, без участия человека само по себе «железо» результата не выдаст, – резюмирует инженер. – Ну, может быть, до поры до времени. Всё равно всё остаётся за человеком.

Владимир Иванкович согласен с Волковой, и разговор неожиданно для меня сходит с техногенных высот на обычную почву.

Профессионалов не ждут, их воспитывают

– Самый большой потенциал – потенциал кадровый, – считает Владимир Иванкович. Если есть понимание этого, то резервы устойчивой и стабильной работы надо искать именно
в нём.

Несмотря на видимую стабильность в отрасли, гарантированные зарплату и социальные льготы, можно видеть, что былого интереса к железнодорожным профессиям у молодёжи нынче не наблюдается. Может быть, оттого, что у людей появилась возможность выбора или больше стал заявлять о себе прагматизм, когда хочется получать больше, чем отдавать, но многие предприятия отрасли столкнулись с этим вплотную. Найти просто человека на вакантное место не сложно, найти профессионала, да ещё влюблённого в своё дело – уже проблема.

В Слюдянской дистанции СЦБ поняли, что профессионалов не надо ждать, их надо воспитывать.

– Уже давно практикуется, и это далеко не наше изобретение, – говорит Владимир Иванкович, – что потенциальных специалистов предприятия ищут ещё на стадии их обучения. Мы тоже не исключение: присутствуем на выпускных экзаменах в Улан-Удэнском колледже железнодорожного транспорта, в ИрГУПСе, обращаем внимание на ребят, которые проходят у нас практику, но в последнее время сделали ставку на целевую подготовку своих будущих специалистов.

По словам начальника ШЧ-7, руководители дистанции, кадровики стали всё чаще посещать школы-интернаты в Слюдянке и Танхое, обычные школы на линии, рассказывать ребятам о работе эсцебистов, проводить для них ознакомительные экскурсии и «уроки профессии». И вовсе не удивительно, что всё это пошло впрок. Сегодня уже два набора «целевиков» от ШЧ-7 учатся в Улан-Удэ и Иркутске по нужному для дистанции профилю.

– Ещё, как говорится, не осень, но своих «цыплят» мы можем уже посчитать поштучно, – констатирует Владимир Иванкович. – Причём тех, которые после окончания вуза или ссуза будут посматривать не в сторону железнодорожных «столиц», а тянуться к своему полю и своим напольным устройствам.

Второй резерв, который умело используют в ШЧ-7, – развитие потенциала на месте. Молодых специалистов сразу же стараются использовать во всех ипостасях: поручают самостоятельную работу, ставят на подмену руководителей среднего звена, проверяют на перспективных направлениях. И что же? Сегодня львиная доля руководителей дистанции – молодые люди до 30 лет. Яркий пример – старший электромеханик Анатолий Коренев, который свою карьеру от выпускника ИрГУПСа до нынешней должности сделал... за 10 месяцев.

– Большую роль играет и институт наставничества, – говорит Лариса Волкова. – Молодых людей стараемся как можно чаще привлекать к работе в «группе надёжности» (есть в ШЧ и такая, в которую входят самые надёжные профессионалы), поручать им работу, для которой нужны не только руки, но и умение нестандартно мыслить, отстаивать свою точку зрения, в том числе и перед асами своего дела.

И это срабатывает: профессиональная амбициозность – великая вещь. Каждому молодому специалисту лестно поставить себя если не вровень, то хотя бы рядом с такими «зубрами» своего дела, как ветеран ШЧ-7 старший электромеханик и мудрый наставник Сергей Александрович Киселёв. К слову сказать, такими учителями бог дистанцию не обидел.

«Копи», где добывается серебро

В день, когда я приехал в Слюдянку, у эсцебистов работы было невпроворот – проводился дистанционный осенний комиссионный осмотр устройств СЦБ, и все люди были
на линии.

– Только не надо думать, что всё остальное время мы смотрим на поле в окошко, – говорит заместитель начальника ШЧ-7 Алексей Иванищев. – У большей части электромехаников и электромонтёров оно – основное место работы. Причём в любую погоду и по большей части все двадцать четыре часа в сутки. Но осмотр, конечно, время особое...

В отличие от больших путейских «окон», «окна» эсцебистов (за исключением того времени, когда они совмещаются) размахом не поражают – работа штучная и не требует скученного участия многих людей. Вот и в этот раз, разбившись на пары, специалисты пошли по своим закреплённым участкам и принялись ещё раз дотошно обследовать своё непростое хозяйство: состояние светофоров, электроприводов, муфт, путевых коробок и релейных шкафов, устройств управления стрелочными переводами и многого другого.

Паре старшего электромеханика Алексея Лысенко и электромеханика Павла Родионова выпала работа по западной горловине станции Слюдянка. Тут, что называется, весь букет напольных устройств СЦБ: от входных светофоров до систем управления стрелочными переводами. Но сплав молодости и опыта дают о себе знать. Ни Павел Евсеевич, отдавший дистанции 33 года своей работы, ни выпускник Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта Алексей (в этом году заочно окончил и ИрГУПС) не проявляют ни неуместной спешки, ни излишней нетерпеливости. Спокойно и методично обходят устройства, открывают коробки, что-то подкручивают, сверяют документацию, закрывают и переходят дальше.

Рутина?

– Да нет, не скажите, – смеётся Алексей. – У нас на работе рутины не бывает. Тут что без рук, что без головы не обойдёшься никак. Одно слово – интеллектуальное «железо».  

– Но ведь привычно же всё? Что тут нового – те же ящики, те же коробки, – продолжаю стоять на своём.

– Это для дилетантов, – резонно парирует Алексей. – Вон Слюдянка-вторая уже полностью на микропроцессоры перешла, скоро и до нас дойдёт. Поработаем, Павел Евсеевич?

– Поработаем, – согласно кивает головой Родионов, и они не спеша переходят  дальше.

Наша справка


Слюдянская дистанция СЦБ обслуживает один из самых сложных участков на ВСЖД – горно-перевальный. Общая эксплуатационная длина пути в границах дистанции – 335,2 км. Количество станций 19 с обслуживанием 385 стрелок. На долю 86 электромехаников и 14 электромонтёров приходится 851 рельсовая цепь и 204 сигнальные точки автоблокировки. В состав дистанции входят также 13 переездов, в т.ч. те, которые оборудованы автоматическими упорно-запорными плитами и шлагбаумами.

 


Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31