31 октября 2020 14:23

31 октября 2020 14:23

С ветерком в головах

Два случая сходов подвижного состава показали: снова виноват «человеческий фактор»

Разбор неприятных событий, проведённый в минувшую пятницу под председательством начальника дороги Василия Фролова, вновь подтвердил нелицеприятную истину: предыдущие уроки или не берутся в расчёт,
или попросту игнорируются.

11 июля в начале десятого вечера по местному времени на выходных стрелках ст. Китой трёхпутного электрифицированного участка Зима – Иркутск-Сортировочный был остановлен хозяйственный поезд № 5802. Причина уважительная и, на первый взгляд, довольно банальная: упало давление в тормозной магистрали.

Но вызвано обычное торможение, да ещё при более чем умеренной скорости – 20 км в час, оказалось отнюдь не банальностью: при осмотре состава локомотивной бригадой был выявлен сход 32-го вагона-платформы. В результате на стрелочном переводе № 31 были деформированы межостряковые тяги.

Как водится, одной из главных версий аварии рассматривались версии технического характера – неисправность вагона, рельсовые дефекты, неудовлетворительное содержание пути и т.д.

Но причина оказалась, скорее, «метеорологического» свойства: ветер в голове у тех, кто снаряжал и грузил платформу, и у тех, кто контролировал этот процесс.

Расследование установило, что, согласно накладной, платформа следовала порожняком. Но натурный осмотр показал, что в реальности на ней перевозились 29 12-метровых рельсов общей массой более 23 тонн. Грузоотправители (а хозяйственный поезд обслуживал ПМС-183) даже не удосужились заглянуть в технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ ЦМ-943) и действовали по принципу: «вали кулём, там разберём...».

В результате погруженные навалом рельсы сместились в правую сторону за продольную ось вагона, обеспечивающую его устойчивое положение, даже не на критические 550 мм, а на все 690.

Смещение центра тяжести привело к облегчению левого борта платформы, а оно, в свою очередь, к набеганию левого колеса первой колёсной пары гребнем на рельс в переводной кривой стрелочного перевода № 33 с последующим сходом в стык рамного рельса стрелки и всей тележки.  В таком состоянии вагон и проследовал до крестовины стрелочного перевода № 31. Куль оказался из дырявой рогожи...

Буквально через три дня – 14 июля – человеческий фактор «выстрелил»  в другом месте. На 5327-м км второго пикета двухпутного электрифицированного участка Слюдянка1 – Утулик был допущен сход двух колёсных пар путевой машины ПРБ-03, следовавшей в составе грузового поезда № 3526. Вес состава, кстати, превышал 3 тыс. тонн, а в «цепочке» находилось 50 вагонов на 200 осей...

Поезд остановился по срабатыванию автотормозов из-за применения стоп-крана бригадой проводников ПРБ-03. В сошедшем состоянии машина проследовала около трёх километров.

Поезд № 3526 формировался на ст. Кая ВСЖД назначением на ст. Улан-Удэ. После того как состав проследовал Слюдянку, после прохождения техосмотра, он был пополнен упомянутой путевой машиной и начал движение на восток. ПРБ-03 (путерихтовочная машина) пропиской по ПМС-249 ст. Могот Дальневосточной железной дороги проходила капитальный (!) ремонт в Восточно-Сибирском филиале ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» и после его окончания направлялась к месту постоянной дислокации и работы. Не добралась. Остановилась, едва выехав за ворота ремонтного предприятия.

Если оставить в стороне многочисленные накладки при оформлении актов транспортировки в составе поезда, инструкций по движению поездов и маневровой работе и прочее, основной причиной схода всё-таки признаны упущения в процессе ремонта ПРБ-03 в филиале Слюдянка ОАО «Калугаремпутьмаш».

В частности, выявлено несоответствие геометрических размеров пятника второй тележки, в результате чего произошло его опускание в подпятник с последующим заклиниванием и зажатием скользунов. Как следствие – «неразворот» тележки и её «невписание» в левую кривую с перекатыванием первой по ходу движения колёсной пары тележки через головку рельса упорной нити и последующим сходом обеих колёсных пар ПРБ-03.

Резюме комиссии, проводившей технический анализ и разбор происшествия: «Работниками Восточно-Сибирского филиала ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» не выполнены требования руководства по капитальному ремонту и руководящего документа РД 32 ЦВ-052-2009 при производстве ремонта тележки».

Данное событие квалифицировано как сход подвижного состава в грузовом поезде и отнесено по учёту и ответственности за ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш». А вот восстанавливать почти три километра повреждённого пути и соответствующие объекты дорожной инфраструктуры выпало на долю путейского комплекса ВСЖД. С привлечением сил и средств четырёх путевых машинных станций. Соизмеримы последствия урагана
и ветра в головах.

Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31