
Главное – сердцем не стареть
Из мечтающих стать пчеловодами выходят путейцы с доброй душой
Мы встретились с ней, чтобы поговорить о том, как она открывала линию Хребтовая – Усть- Илимск в составе комиссии под председательством начальника ВСЖД Георгия Тетерского и ехала в качестве почётного пассажира в первом поезде. И разговор «за жизнь» нас так увлёк, что поначалу и забыли о главной цели моего прихода.
Гертруда Константиновна – собеседник высокого полёта. Начитана, эрудирована, с прекрасной памятью и с логикой философа. В силу своей склонности к общению, любую встречу она выстраивает так, чтобы собеседник обязательно получил солидную порцию информации.
Так произошло и со мной. Достав из домашнего архива удостоверение, выданное её отцу – телеграфисту станции Иннокентьевская, она протянула его мне. На невзрачном картоне типографским шрифтом красовался короткий, но многозначительный текст: «Годен для пользования железнодорожной амбулаторией и баней».
– Пропуск! – догадался я.
– Видите, как было раньше, – задорно улыбнувшись, произнесла она тоном человека, настроенного на вечный позитив.
С её улыбкой и манерой разговаривать знакомы многие неработающие пенсионеры – бывшие работники предприятий железной дороги и ветераны Приангарья. Кому-то из них с ней приходилось встречаться в совете ветеранов ВСЖД, другим – в совете ветеранов Иркутской области.
В областном совете Гертруда Константиновна со дня его основания в 1986 году и по сей день является членом комиссии по социальным вопросам. Общественная нагрузка ей по душе и не в тягость. Тем более что параллельно, вплоть до прошлого года, она была бессменным секретарём дорожного совета ветеранов.
С общественной работой у неё всегда были лады. В какой бы должности ни состояла. Организовывала подписку на газеты, проводила производственные эстафеты, была редактором боевых листков и в 60-е годы прошлого века писала материалы в стенную газету управления дороги. И где бы ни трудилась, всегда откликалась на чужую боль.
Когда в декабре 1988 года случилось землетрясение в Ленинакане, она перечислила пострадавшим людям свои кровные 40 рублей. По тем временам большие деньги. Отнесла часть своей одежды и банки с тушенкой на организованный пункт сбора вещей в Иркутске.
В сентябре 1993 года она призвала через газету «Восточно-Сибирский путь» работников ВСЖД оказать помощь своим коллегам из Гусиноозёрской дистанции пути, пострадавшим от наводнения.
Что такое нужда, Гертруда Константиновна испытала в годы войны. Обучаясь в школе села Куйтун, летом работала в колхозе и мечтала быть пчеловодом. И, возможно, из неё вышел бы хороший пчеловод, но когда поступила в сельскохозяйственный техникум, то мама убедила Гертруду пойти учиться в Иркутскую школу военных техников. Аргумент родителя был железный. Она учитывала, что дочери будет легче в этом учебном заведении переносить тяготы военного времени. В училище выдавали военную форму, выплачивали стипендию, а самое главное – суточный паёк хлеба составлял 600 граммов.
– В училище меня приняли без экзаменов, учитывая, что «семилетку» окончила с Похвальной грамотой, – вспоминает моя собеседница.
После окончания школы военных техников Гертруда Константиновна получила направление в Улан-Удэнскую дистанцию пути старшим ремонтным рабочим. Затем её перевели диспетчером в Черемховскую ПЧ. После была назначена на должность техника в Слюдянскую дистанцию, где проработала десять лет.
Вспоминая те годы, Гертруда Константиновна перечисляет, с какими типами рельсов ей приходилось иметь дело, без единой ошибки выдаёт их технические характеристики.
На каждом участке работы отмечалась грамотами и благодарностями. Однажды в Улан-Удэнской дистанции пути была даже поощрена за обнаруженный остродефектный рельс.
Тогда ей было 20 лет.
В Слюдянской дистанции за добросовестное отношение к работе её наградили знаками «Отличный путеец» и «Ударник Сталинского призыва».
После Слюдянки – работа в проектно-изыскательской группе при службе пути ВСЖД. Через год была назначена старшим инженером техотдела службы пути и впоследствии
возглавила его.
После ухода на пенсию её опыт пригодился в габаритообследовательской и путеобследовательской станции службы пути.
В совет ветеранов ВСЖД Гертруду Константиновну пригласил его председатель Георгий Игнатьевич Тетерский. На неё сразу же возложили разбор заявлений ветеранов, постановку на учёт входящей и выходящей почты и всевозможной документации.
– Главное, ребята, сердцем не стареть! – при прощании со мной продекламировала она слова известной песни.