28 января 2021 05:26

28 января 2021 05:26

фото: Сергей Ринчинов

С учётом штормовых ветров

Метеоусловия диктуют, в каком количестве нужны тормозные башмаки для закрепления вагонов

Сегодня только дополнительные требования к Правилам учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков, введённые в действие с первого февраля текущего года, представляют собой порядка 15 страниц печатного текста.

Мы идём с заместителем начальника станции Северобайкальск по оперативной работе Карэном Меликшаевым по станционному парку. На седьмом пути нас встречают составители поездов Константин Наймушин, Александр Хелемендик и дежурный по парку Тимур Дашижигмитов.

Здесь как раз начинается так называемый роспуск: вагоны-отцепы, получившие импульс к движению от толчка маневрового тепловоза, катятся в нашу сторону, иные по восьмому пути, иные – по седьмому. «Распускает» их Константин Наймушин, а «ловит» Александр Хелемендик.

Александр специальной железной вилкой на длинной деревянной ручке (по размерам она в разы больше обычного столового прибора) поддевает тормозной башмак и накладывает его на рельс – аккурат под колесо вагона, прикатившегося к формирующемуся составу. Делается это для того, чтобы избежать соударения и повреждения вагонов. С характерным железным лязгом останавливается первый вагон, второй, третий…

А мы идём осматривать грузовой состав, «запертый» неподалёку на тормозные башмаки. Дежурный по парку Тимур Дашижигмитов своими ключами открывает специальные замки-скобы (струбцины) и снимает тормозные башмаки из-под колёс первого и пятого вагонов – скоро «грузовику» светит дальняя дорога.

Заметим, что замыкаются тормозные башмаки на скобы для их сохранности. Или же устанавливаются с накатом обода колеса на полоз башмака – так что никакому современному Гераклу с криминальными наклонностями их не выдернуть из-под колёс. А если синоптики прогнозируют штормовую погоду, то укладываются дополнительные тормозные башмаки – «на ветер».

 На обратном пути к посту ЭЦ мой собеседник поведал о том, что комсостав станции регулярно проводит и плановые, и внезапные проверки состояния дел по обеспечению безопасности движения поездов. В том числе особое внимание обращается на закрепление подвижного состава тормозными башмаками на путях станции и путях необщего пользования. Эти проверки показали, что личный состав добросовестно относится к своим обязанностям, строго соблюдает нормы и правила закрепления подвижного состава, у каждого работника имеется соответствующая памятка. В ней подробно расписано, сколько тормозных башмаков должно быть установлено в зависимости от количества осей, на каких путях и с какой стороны они должны укладываться.

По регламенту переговоров составитель поездов должен чётко докладывать дежурному по станции о количестве осей, направлении укладки и на каком пути производится закрепление тормозных башмаков.

Отрадно отметить, что за минувшее полугодие нарушений в закреплении подвижного состава не выявлено. «Отряд» северобайкальских составителей поездов из 17 человек – в основном народ в возрасте, у некоторых более 20 лет трудового стажа, так что и опыт у них богатейший.

Один из ветеранов станции – составитель поездов Константин Наймушин  – является наставником молодёжи. Сегодня за ним закреплён недавний выпускник Иркутского государственного университета путей сообщения молодой специалист Раван Ахадов.

– Мы все помогаем Равану побыстрее освоиться, контролируем, чтобы не наделал ошибок из-за нехватки опыта, в общем, подход к нему особый, – улыбается Карэн Валерьевич. – Ну и спрос, конечно, как и со всех, жёсткий…

А иначе, наверное, на железной дороге нельзя. И свидетельство тому – последний, в общем-то нелепый, случай, где не обошлось без человеческого фактора. Первого июля на разъезде Ильменный на однопутном участке Астрахань-2 – Олейниково вследствие воздействия штормового ветра допущено движение грузового состава из 56 порожних полувагонов с последующим наездом на тупиковую призму.

В результате произошёл сход двух вагонов. А причина  в том, что не учли предупреждение синоптиков о сильном ветре, не установили применительно к данным метеоусловиям потребное количество тормозных башмаков…

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31