28 января 2021 05:03

28 января 2021 05:03

фото: Алексей Белик

Плети всыпят за фикции

Ревизии выявили такие недоработки, которые привели к ЧП в Забайкалье

Лето – это не только напряжённый период по оздоровлению пути всеми видами ремонта, но и строгий экзаменатор в плане его текущего содержания. Экзаменатор порой беспощадный, что и показал случай 22 июня 2013 г. со сходом четырёх вагонов пассажирского поезда Пенза – Владивосток из-за выброса пути на Забайкальской железной дороге.

Слава богу, обошлось без человеческих жертв. Но пошёл ли урок впрок для людей, содержащих стальную колею и отвечающих за жизнь и безопасность пассажиров?

На селекторном совещании по безопасности движения поездов, которое состоялось в минувшую пятницу, главным ревизором Восточно-Сибирской Игорем Зарубиным были озвучены следующие факты.

В ходе проведённой проверки горноперевального участка Большой Луг – Слюдянка-2 Слюдянской дистанции пути выявлены серьёзные недостатки в содержании бесстыкового пути. В частности, в местах временного восстановления и уравнительных пролётов. На перегоне Подкаменная – Глубокая по второму пути практически на всех километрах выявлено, что в стыках установлены четырёхдырные накладки вместо шестидырных.

Стыки содержатся неудовлетворительно: отсутствуют скрепления ЖБР-Ш, наличествуют отрясённые шпалы, повреждены обводные соединители. Аналогичные замечания в содержании сварных стыков.

Выявлены в этой же дистанции и факты неудовлетворительного содержания маячных шпал. После смены остродефектных рельсов в плетях на целом ряде километров они просто не оборудованы – отсутствуют риски для контроля за подвижками плетей, отсутствуют скрепления и так далее.

Всего в ходе осмотра участка выявлено 402 замечания и принято 14 запретных мер.

Не лучше обстоят дела в Чунской и Тайшетской дистанциях пути.

При проверке Чунской ПЧ было выявлено, что техническая документация по бесстыковому пути ведётся крайне неудовлетворительно: не соответствуют инструкциям технологические карты, журналы по бесстыковому пути на шестом линейном участке не оформлены, не заносятся подвижки рельсовых плетей в соответствующие журналы учёта. То же самое происходит и с учётом службы и температурного режима рельсовых плетей после выполненных работ.

Как отметил главный ревизор дороги, в дистанции не установлен и контроль затяжки клеммных и закладных болтов, отсутствуют акты проверок усилия затяжки.

– Пешие осмотры и промеры пути не организованы, вследствие чего, из-за наличия вертикальных уступов и недостаточного количества щебня в шпальных ящиках, скорость движения поездов ограничена от 60 до 40 километров, – отметил Игорь Зарубин.

До последнего времени не были расслаблены после проведённого 19 июня перезакрепления плетей маячные шпалы на 170 км второго пути.

 После проверки аппаратом РБ была отменена ревизия бесстыкового пути, проведённая силами Тайшетской дистанции и принятая в службе пути, – ввиду грубейшего нарушения ведения документации.

Начальник дистанции (ПЧ-1) Александр Сахно, главный инженер дистанции Дмитрий Жирков и зам. начальника ПЧ по эксплуатации Андрей Ширяев не организовали целевые проверки бесстыкового пути, проведение инструктажей с причастными работниками, проверку соблюдения технологических процессов, не выполнили проверки ведения
документации...

А контролировать было что. При величине подвижек до 10 мм и более между смежными точками на участке Тайшет – Байроновка не были проведены расчёты фактической температуры закрепления плетей и не занесены в журналы для коротких плетей и в журналы, прилагаемые к паспорту-карте длинных плетей.

Не назначались и работы по перезакреплению смежных плетей, где разница в температуре закрепления составляла более 10 градусов. А ведь одной из причин схода вагонов на Забайкальской была именно эта разница температурного состояния рельсов...

Путейцы по какой-то причине словно испытывали судьбу: пронесёт или не пронесёт?

Журналы учёта службы и температуры режима рельсовых плетей здесь так же как и у коллег-путейцев из Чунской дистанции не заполняются установленным порядком. В нарушение инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути № 2788р, утверждённой распоряжением ОАО «РЖД» ещё 29 декабря 2012 года, в них отсутствуют и даты укладки рельсовых плетей.

Не занесены данные по заводу-изготовителю, дата выпуска рельсов и их тоннаж. При проверке были выявлены факты того, что в журналах также не указывается температура, при которой проводились работы по смене рельсов в уравнительных пролётах и местах временного восстановления, не указана длина уложенных рельсов, допускаются исправления.

Работы по окончательному восстановлению рельсовых плетей в дистанции проводятся с нарушением технологии. Не выполняется регулировка напряжений после сварки.

Как можно прогнозировать поведение рельсовой нитки и планировать необходимые профилактические работы по её укреплению, если в журналы не вносятся данные ни по дате сварки, ни о температуре рельсов на тот момент, ни о длине участка раскрепления и величине удлинения плети для восстановления температуры её закрепления – об этом ведают, видимо, только специалисты дистанции пути.

Каким образом поступают на защиту в службе пути результаты ревизий верхнего строения магистрали и как они там принимаются за чистую монету – то особый разговор, и вернуться к этому придётся ещё не раз и не два. По крайней мере это твёрдо пообещал главный ревизор по безопасности движения поездов.

Вносят свою лепту в копилку проблем и коллеги-путейцы из путевых машинных станций (ПМС).

Так, после завершения работ на участке модернизации пути на перегоне Мостовой–Дивизионная силами ПМС-56 были полностью или частично засыпаны щебнем русла водоотводов водопропускных сооружений. Хотя начальник ПМС лично доложил главному ревизору дороги об устранении замечаний, повторная проверка 8 июля 2013 г. показала, что устранены они не были, как не было и даже попытки подойти к проблемным участкам.

Что, фиктивность в работе и фальсификации при отчётах становятся едва ли не практикой в работе отдельных руководителей? Прокукарекал,
а там хоть не рассветай...

При таких раскладах и подходах можно ожидать любой неприятности, а не только сходов. Можно сколько угодно, на манер заклинателей, стучать по деревянной шпале, но лучше всё-таки, выражаясь совсем не фигурально, делать с ней своё дело – профессионально и честно.

Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31