30 октября 2020 15:54

30 октября 2020 15:54

Скрытая угроза безопасности

Специалисты ОАО «РЖД» совместно с сотрудниками Российской академией наук изучат причины аварийного поведения локомотивных бригад

Как сообщала газета «Гудок», статистика аварий за последние десять лет говорит о том, что их количество ежегодно сокращается, однако масштабность негативных последствий и численность пострадавших возрастают.

Причины условно делят на две основные категории: связанные с неисправностями техники и человеческим фактором. Последний ощутимо преобладает.

По мнению сотрудника лаборатории инженерной психологии и эргономики Института психологии РАН Юлии Бессоновой, в психологии есть теория, которая подразумевает существование «аварийщиков» и «безаварийщиков». Действительно, людей можно разделить на две категории: с пониженной и повышенной вероятностью совершения аварийных действий.

По данным анализа, количество незначительных нарушений техники безопасности в разы превосходит зафиксированное количество происшествий и катастроф. Но именно в малых нарушениях кроются предпосылки крупных аварий.

– По нашим данным, большинство ошибок совершают именно профессионалы, например водители со стажем работы свыше 10 лет, – поясняет Юлия Бессонова. – Нами была создана система комплексной оценки условий, которые представляют потенциальную вероятность для возникновения риска ошибки по человеческому фактору.

Методика представляет систему, построенную по принципу «360 градусов» и подразумевающую комплексную оценку психологических факторов. Разработанная технология нацелена на выявление ещё не проявившихся нарушений и чрезвычайных ситуаций.

Аналогичную методику сейчас планируют разработать для железнодорожного транспорта. Для этого необходимо провести исследование.

– Для каждой профессии перечень факторов глобален и имеет определённую специфику. Необходимо создать единый опросник для работников локомотивных бригад, чтобы знать, кто из сотрудников склонен к совершению неправильных действий, и вовремя провести с ними работу, – заявляет и.о. начальника департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Вячеслав Кульбачинский. – У Академии наук уже накоплен опыт по другим специальностям, поэтому они нам в этом помогут.

Александр Сергеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31