21 октября 2020 22:14

21 октября 2020 22:14

Броды и переправы к рынку

ВСЖД и Иркутская область умеют находить общие решения, особенно в трудных ситуациях

Восточно-Сибирская железная дорога всегда в своей деятельности ориентировалась на интересы жителей обслуживаемого региона. Примеров тому множество. Сегодня надо вспомнить лихие 90-е годы прошлого века, чтобы знало молодое поколение, в каких условиях жила и работала тогда наша страна.

В начале 1994 года денежные средства в стране практически исчезли из обращения. Между предприятиями начали преобладать бартерные, товарообменные, отношения. Цены росли ежедневно. Инфляция исчислялась сотнями процентов. Различные финансовые компании предлагали размещать денежные средства под 550–610 процентов за год, 3,2 тыс. процентов – за два года и 16,4 тыс. процентов – за три года. Ежедневно под банкротство попадали предприятия, которые не могли преодолеть трудности перехода к рыночной экономике.

«Каре» Юрия Ножикова

В этих условиях губернатор Иркутской области Юрий Ножиков предложил «китам» областной экономики найти выход из сложного положения. И решение было найдено. Четыре ведущих предприятия региона – «Иркутскэнерго», «Востсибуголь», Ангарская нефтехимическая компания и Восточно-Сибирская железная дорога – согласились заключить ценовое соглашение. Они пошли на то, чтобы в границах области заморозить и больше не повышать цены на свою продукцию и услуги. Отношения между собой они оформили отдельными ценовыми соглашениями, в которых прописали порядок взаимных поставок.

Соглашения подписали: от имени «Иркутск-энерго» – генеральный директор Виктор Боровский, за «Востсибуголь» – генеральный директор Иван Щадов, за АНХК – генеральный директор Фёдор Середюк и от имени ВСЖД – начальник дороги Геннадий Комаров. Благодаря этому решению в границах области удалось создать условия для выживания оставшихся предприятий и всей экономики региона.

В то время начальник железной дороги имел право на установление тарифов на грузовые  перевозки в границах дороги и на предоставление скидок до 25% от утверждённого прейскуранта при подтверждении эффективности этих перевозок.

Многие предприятия области использовали эти возможности, получая взаимный с железной дорогой экономический эффект.

В конце 1994-го министр путей сообщения Геннадий Фадеев вызвал в Москву первых заместителей начальников дорог на совещание по подготовке к работе в зимних условиях.

В это время на ВСЖД эта должность была вакантна, и начальник дороги принял решение, что с отчётом в Москву поеду я – в то время начальник экономической службы. Перед отъездом Геннадий Павлович поручил мне обязательно выступить на совещании.

Совещание состоялось в большом зале, где обычно проходили заседания расширенных коллегий МПС России. Геннадий Матвеевич предупредил всех, что выступающие должны говорить не только о подготовке к работе в зимних условиях, но и о проводимых на дорогах мерах по стабилизации финансового положения.

Я расположился за одним из первых столов, поближе к трибуне. Прослушав выступления двух первых заместителей начальников дорог, написал записку с просьбой дать мне слово для выступления, указав должность, фамилию, имя и отчество.

Спустя некоторое время Геннадий Матвеевич предоставил мне слово. Регламент – семь минут. Половину из них я рассказывал об антикризисных мерах и заключённых на дороге ценовых соглашениях.

Геннадий Фадеев одобрил все принятые на дороге решения, о которых я доложил в своём кратком докладе.

Но на местах ситуация в экономике оставалась очень сложная. Особенно сложно пришлось «Саянскхимпрому». Кредиторы прекратили отпускать этому предприятию без оплаты свою продукцию. Многие настаивали на его банкротстве, что было равносильно ликвидации комбината.

В этих условиях губернатор Ножиков вновь обратился за помощью к первым руководителям крупных предприятий области. Но никто не мог ничего предложить. Решение принял только Комаров. Геннадий Павлович согласился погасить за «Саянсхимпром» долги основным кредиторам (кредиторы также были в долгах перед железной дорогой), увеличив долг «Саянскхимпрома» перед ВСЖД на 18 млрд руб.

После подписания всех соглашений с соответствующими графиками погашения платежей «Саянсхимпром» смог сохраниться как предприятие.

Это было сделано в то время, когда у самой железной дороги было сложное финансовое положение из-за неплатежей за выполненную работу нашей клиентурой. Общая задолженность перед ВСЖД превысила 108 млрд руб. Клубок проблем нарастал, но решение было принято правильное.

Электропоезда на именины

Выход мы искали у себя, в первую очередь – в совершенствовании своей работы. Одной из давно стоящих перед дорогой проблем была разносерийность используемых локомотивов, два рода электротяги, станции стыкования различных родов электрического тока в Зиме и Слюдянке.

Участок Зима – Слюдянка на постоянном токе был электрифицирован самым первым на дороге. В декабре 1953 года МПС было утверждено проектное задание на электрификацию участка Иркутск – Слюдянка. В декабре 1955-го по нему началось движение на электротяге.

5 октября 1959 года государственная комиссия подписала акт о сдаче в постоянную эксплуатацию электрифицированного участка на постоянном токе Иркутск – Зима. Остальные участки дороги были электрифицированы на переменном токе в более позднее время. Желание перевести участок Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток возникло давно, но не удавалось включить его в план проектных и строительных работ.

При переходе страны к рыночным преобразованиям планы по инвестициям за счёт собственных средств предприятия формировали самостоятельно, исходя из возможностей. Источник финансирования мы придумали сами: за счёт применения механизма ускоренной амортизации активной части основных фондов дороги.

Мы применили коэффициент два. Согласовали свои действия с налоговой инспекцией и начислили в два раза больше амортизационных отчислений. Это было сделано на ВСЖД впервые на сети. Суммы оказались достаточными для выполнения проектных и строительных работ по переводу участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток.

То, что мы ни у кого не просили денежных средств на эти работы, в МПС понравилось многим. Энергетики, эсцебисты и работники других служб приступили к строительно-монтажным работам. Но мы должны были сразу же укомплектовать дорогу локомотивами и электропоездами на переменной электротяге. Поэтому сами подготовили проект приказа МПС по переводу участка Зима – Слюдянка и отправились с ним в Москву, завизировали во всех причастных департаментах и после этого положили на подпись министру.

В проекте приказа был пункт, что мы передаём в распоряжение МПС наши локомотивы и электропоезда постоянного тока, а взамен нам поставят любые электровозы и электропоезда переменного тока, включая и разбитые, разграбленные и так далее. Мы их отправили на локомотиворемонтные заводы, чтобы привести в рабочее состояние. Практически ничего не просили. Поэтому министр без лишних слов подписал подготовленный приказ.

Кроме этого, мы подготовили соглашение с Иркутской областью о приобретении за счёт областного бюджета четырёх новых электропоездов. Но получили отрицательные отзывы в департаментах: у области, мол, нет средств.

2 июня у Комарова день рождения. Он заранее сказал, что с утра уедет осматривать горный участок Большой Луг – Слюдянка. Но я попросил Геннадия Павловича сначала утром сходить на приём в областную администрацию. Он спросил: надо ли? Я сказал, что очень надо.

Рано утром мы были в приёмной у первого заместителя губернатора Владимира Яковенко, но он ещё не пришёл. Я предупредил его помощника о том, что у Геннадия Павловича день рождения. Как только пришёл Владимир Кузьмич, помощник ему сразу передал, что начальник дороги сегодня именинник. Яковенко пригласил нас в кабинет и начал поздравлять Комарова. А потом спросил у меня, что привело нас к нему в такую рань.

Я показал соглашение и сказал, что необходимо приобрести четыре новых электропоезда при потребности в восемнадцать. Он сразу
подписал, сказав мне при этом:

– Иди и регистрируй этот документ, а мы с Геннадием Павловичем ещё побеседуем.

После успешного завершения всех работ по переводу участка на переменный ток мы получили экономический эффект в 200 млрд руб. На торжества 16 ноября 1995 года прибыло много гостей во главе с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, который зачитал поздравление президента России Бориса Ельцина труженикам дороги с этой трудовой победой.

Локомотивные депо Слюдянка и Иркутск-сортировочный, которые занимались ремонтом локомотивов постоянного тока, остались без работы. В Слюдянке решили ремонтировать моторельсовый транспорт, и не только нашей дороги, но и всех соседних, включая Улан-Баторскую. А в Иркутске начали обслуживать все путеремонтные машины. Будущее показало правильность этих решений.

Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2010 годах
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31