22 октября 2020 20:50

22 октября 2020 20:50

Лестница к зарплате

В чём начальник дороги Геннадий Комаров в начале 90-х отстал от своих заместителей

С переходом страны к рыночным реформам практически прекратила своё существование единая система тарифных ставок и должностных окладов. На предприятиях и в отделениях пошли центробежные тенденции, зарплату работающим начали устанавливать кто во что горазд. Появились диспропорции среди одноимённых профессий на каждом отделении и во всех хозяйствах. Проведённые проверки выявили множество несоответствий и всеобщую неграмотность руководящего состава предприятий в вопросах заработной платы.

Оковы вольных выплат


Начальник Восточно-Сибирской Геннадий Павлович Комаров в октябре 1991 года на докладе поставил задачу перед руководителями дороги: разобраться во всех вопросах, связанных с заработной платой. Сформировать новую систему, которая учтёт все передовые идеи и наработки. Чтобы тарифные ставки, должностные оклады, система премирования стимулировали высокопроизводительный труд, особенно по штату ведущих профессий – локомотивным бригадам, осмотрщикам вагонов, монтёрам пути и так далее. По инженерно-техническим и руководящим работникам система оплаты труда должна способствовать продвижению по карьерной лестнице самых способных и талантливых.


Кроме первых руководителей этой работой занялись работники отделов организации труда и заработной платы во главе с Александром Никифоровичем Михалковским. Экономисты всех подразделений дороги также принялись за решение вопроса под моим руководством. Проф-союзная организация по просьбе её тогдашнего председателя Эдуарда Ивановича Орлова тоже участвовала в этой кропотливой работе.


Проанализировали систему оплаты труда на других магистралях сети, на предприятиях, обслуживаемых нашей дорогой. Все предложения обсуждали совместно на совещаниях во всех структурных подразделениях, в службах и самостоятельных отделах.


Ранее действовавшие приказы Министерства путей сообщения чётко прописывали тарифные ставки и должностные оклады по каждой профессии в зависимости от разряда и классности предприятия. Но допустим, инженер имел одну и ту же вилку окладов независимо от того, где он работал: на предприятии, в аппарате отделения или в управлении дороги. Аналогичная ситуация была и по другим профессиям. Это создавало определённые трудности при укомплектовании штата. При повышении, например, заместителя руководителя предприятия на должность заместителя начальника отдела в отделение дороги, далее – на должность заместителя начальника службы разницы в окладах не было.


Я предложил установить дифференцированные схемы должностных окладов с ростом их в каждой вышестоящей организации. Разработали новую схему тарифных ставок, должностных окладов для всех железнодорожных профессий – единую для всей дороги.


Пионерами были «октябрята»


В это время из отчётных данных мы увидели значительный рост среднемесячной заработной платы на Октябрьской дороге. Геннадий Павлович отправил меня туда в командировку. Во время встреч руководители служб и отделов рассказывали мне обо всём, но только не о своей системе оплаты труда. «Это коммерческая тайна», – объясняли они.


Встретился я и с главным экономистом дороги Николаем Емельяновичем Аксёненко, будущим министром путей сообщения. И от него не добился вразумительных ответов.


Перед обеденным перерывом в приёмной одной из служб разговорился с секретарём. Женщина поинтересовалась, с какой дороги я прибыл, о том, как живётся в Иркутске. Мне предложили попить чайку. За чаем разговорились о работе наших дорог. Я поинтресовался: «А какая зарплата на Октябрьской дороге?» Моя собеседница достала свои расчётные листки, протянула их мне, но предупредила, что им запретили их кому-либо показывать. Коммерческая тайна. Мне было достаточно взглянуть на её расчётные листки, чтобы понять суть системы оплаты труда «октябрят»...


Пусть начальник отвечает


Мы на Восточно-Сибирской пошли другим путём. После всеобщего обсуждения разработанной на дороге новой системы оплаты труда в управлении ВСЖД состоялось совещание начальников отделений, райпрофсожев отделений совместно с руководством дороги. После её подписания, утверждения и согласования Геннадий Павлович сказал, что надо в кратчайшие сроки объявить новые тарифные ставки и схемы должностных окладов, опубликовав их в дорожной газете. При этом он отметил, что нельзя на первый план выводить инженера по организации труда и заработной плате, – надо, чтобы за всё отвечал руководитель каждого предприятия.


Новая система позволила коллективу дороги выйти в лидеры по росту эффективности, производительности труда и среднемесячной заработной плате среди всех железных дорог сети.


Всё было хорошо, кроме одного. Заработная плата начальника дороги, установленная руководством МПС, оказалась ниже, чем у его заместителей, – они-то получали по новой системе. Но Геннадий Павлович согласился с этим, зная, что в целом дорога выиграет по всем показателям.


Через некоторое время, будучи в очередной командировке в Москве, я попросился на приём к первому заместителю министра путей сообщения Эдуарду Сергеевичу Поддавашкину. Рассказав ему о разработанной на нашей дороге новой системе оплаты труда, высказал просьбу повысить зарплату начальнику дороги, чтобы она стала выше по сравнению с его заместителями. Эдуард Сергеевич, похвалив нас, по-
обещал взять наш подход к проблеме за основу, когда будет разрабатываться единая для всей сети система оплаты труда. Но заметил, что повысить зарплату начальнику дороги пока не представляется возможным. Мол, пусть всё остаётся как есть. На этих словах мы и распрощались.


В нашей экономической службе мы ежемесячно анализировали данные по зарплате на всех дорогах сети, по темпам роста производительности труда. Эту работу выполняла Татьяна Николаевна Рожанская. Одновременно анализировалась и зарплата по всем предприятиям в обслуживаемых дорогой регионах. Учитывались инфляция, темпы роста цен, прожиточный минимум, стоимость потребительской корзины. За этим следил Евгений Алексеевич Софинский.


Среднемесячную зарплату без районных и северных надбавок по дорогам, а также по работникам ведущих профессий по всем хозяйствам дороги анализировали работники отдела труда и заработной платы во главе с Александром Никифоровичем Михалковским. Районные коэффициенты раньше являлись формой государственного регулирования уровня зарплаты по районам страны в зависимости от экономических, природных и климатических условий. В результате мы всегда были по уровню среднемесячной зарплаты на втором или третьем месте по сети.


Ножиков добавил без вилки


Губернатор Иркутской области Юрий Абрамович Ножиков для закрепления кадров бюджетников, особенно медицинских работников, своим решением установил 20-процентную надбавку к заработной плате. Её сразу назвали ножиковской. На ВСЖД тоже было принято аналогичное решение за счёт дорожных средств.


Затем Ножиков повысил районный коэффициент для южных районов Иркутской области с 20 до 30%. Мы и это решение распространили на все наши железнодорожные предприятия и подразделения.


Позже сведения о среднемесячной зарплате были переведены в разряд данных для служебного пользования. Облстатуправление прекратило их публикацию. В МПС также перестали давать нам эту информацию. Но мы нашли доступ к этим данным, анализировали их и принимали необходимые управленческие решения. Труд у железнодорожников напряжённый. Они работают круглосуточно, в дождь и снежную пургу, в мороз и жару. Всё это считается нормальным состоянием, так как поезда идут без перерыва. Поэтому железнодорожники должны получать достойную заработную плату, самую высокую по сравнению со всеми другими отраслями в нашем регионе. Что мы и старались делать всем командным составом дороги.


Наш опыт – другим наука


А впереди была сетевая школа на Восточно- Сибирской магистрали.


Работники отделов труда и заработной платы всех железных дорог страны приедут в славный город Иркутск, чтобы вновь изучить опыт нашей дороги. На этот раз в нормировании и оплате труда.


Но это будет немного позже.

Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам в 1998–2000 годах
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31