24 октября 2020 15:38

24 октября 2020 15:38

фото: Борис Ступин

Опыт дело наживное

Обнаружить трудновыявляемые дефекты в вагонах можно, только этому нужно учить

На базе эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный состоялась дорожная школа передового опыта «Инновационные решения и нестандартные методы по выявлению трещин боковых рам тележек
в эксплуатации».

Школьный урок пошёл впрок


Дотошный читатель может по поводу проведения такого рода школ недоверчиво заметить: дескать, мероприятие для галочки, чтобы красиво отчитаться перед ревизорами по безопасности движения и вышестоящим начальством о проводимой профилактической работе...


Спешу опровергнуть такие домыслы, поскольку сам не один раз присутствовал на подобных школах наших вагонников. Их изюминка в том, что среди участников вовсе не записные передовики, а как раз наоборот. Как отметил и.о. главного инженера службы вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Герман Решетников, нынче в Иркутск приехали 60 осмотрщиков вагонов, допустивших пропуск трещин в элементах колёсных пар и литых деталях тележек и вовсе не выявиdших ни одной трещины за январь – апрель 2013 года.


Школа есть школа. Значит, должны быть не только отстающие, но и те, кто может поделиться с ними секретами своего мастерства. Они выступают здесь не столько в роли экзаменаторов, сколько в роли наставников: где-то похвалят, а где-то пожурят и подскажут.


Их четверо, по одному из каждого эксплуатационного вагонного депо Восточно-Сибирской. Среди них выделяются профи экстра-класса – осмотрщик вагонов ПТО-3 станции Тайшет Сергей Орлов и его коллега с ПТО станции Зуй Дмитрий Лесов. Сергей Витальевич трудится в ВЧДЭ-13 двенадцать лет. За январь – апрель текущего года он выявил четыре трещины боковой рамы. Премирован за этот период на сумму 70 тыс. руб.


Дмитрий Геннадьевич в 2012 году обнаружил три дефектных боковых рамы и 13 неисправных надрессорных балок, а только за четыре месяца 2013 года выявил дефекты в восьми боковых рамах и двух колёсных парах.


Теперь о практической отдаче предыдущих школ вагонников. По словам Германа Решетникова, в 2012 году в дорожных школах приняли участие 88 работников. Как показал анализ, из этого числа 32 осмотрщика после таких сборов начали выявлять трещины в боковых рамах тележек. Сегодня на их счету более 130 дефектных рам.


– Не скрою, особенно меня порадовал осмотрщик вагонов нечётного парка станции Иркутск-Сортировочный Алексей Писхаев, – с удовлетворением говорит начальник техотдела ВЧДЭ-8 Антон Липатов. – Представляете, в феврале 2012 года Алексей Юрьевич принял участие в аналогичной дорожной школе в качестве работника, допустившего наибольшее количество пропусков дефектных деталей грузовых вагонов, а уже по итогам всего 2012-го он без всякой тени сомнения стал одним из лучших осмотрщиков нашего депо. В прошлом году Писхаев выявил дефекты, угрожающие безопасности движения поездов в 24-х боковых рамах, двух надрессорных балках и одной колёсной паре. Одно слово – молодец!


Крепи теорию практикой


Участники школы были предварительно разделены на две группы, которые одновременно проходили компьютерное тестирование и осмотр шести специально подготовленных единиц подвижного состава.


Как пояснила инструктор по обучению ВЧДЭ-8 Наталья Галеева, за 30 минут отведённого времени осмотрщики вагонов должны ответить на 80 вопросов по теме «Методы выявления трещин».


В ожидании следующего этапа участникам школы демонстрировались обучающие фильмы об опыте работы сети железных дорог России.


Вместе с Антоном Липатовым и улан-удэнским осмотрщиком вагонов Андреем Сысолятиным иду на практическую часть школы. На пути возле полигона выставлены два полувагона, два крытых вагона, думпкар и цистерна с заложенными неисправностями, такими как трещины и литейные дефекты боковых рам, трещины колёс, ползуны и выщербины на поверхностях катания колёсных пар, отсутствие валиков тормозной рычажной передачи, перевёрнутые буксы и другие.


– Несколько неловко себя чувствую, – признаётся Андрей Сысолятин. – Ведь на сегодняшний день я нахожусь в так называемой зоне риска. За четыре месяца пропустил дефекты в четырёх боковых рамах (вздыхает). Постараюсь сегодня доказать, что мы, уланудэнцы, не лыком шиты...


– А что, Андрей, давай дерзай, – улыбается в ответ Антон Липатов, – не боги ведь горшки обжигают...


Победный финиш уланудэнцев


И Андрей Сысолятин как мог дерзал. Антон Липатов едва успевал помечать в своём блокноте его высокоточные «находки»: излом фрикционной планки надрессорного бруса, неустранённый дефект автосцепки...


В заключении школы и.о. начальника службы вагонного хозяйства ВС ДИ Игорь Гордиенко назвал тройку лучших: Александр Будунов набрал 93 очка, Дмитрий Скуратов – 92, на счету Андрея Сысолятина 79 очков. Все призёры представляют эксплуатационное вагонное депо Улан-Удэ.


Что ж, дай бог, чтобы группа риска имела постоянную тенденцию к снижению не только в ВЧДЭ-10, а и на всей Восточно-Сибирской.

Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31