25 октября 2020 17:34

25 октября 2020 17:34

фото: Александр Иванов

Молитва путейца Марии

С укладки на берегу Ладоги она пересела за руль машины, чтобы довезти раненых до госпиталя

На восстановлении и строительстве многих сотен километров железных дорог в годы Великой Отечественной войны прошла  молодость Марии Ивановны Масловой.

Для юной колхозницы из села Плата Должанского района Орловской области испытание фронтом началось в дни прорыва Ленинградской блокады.

– Незадолго до того, как советские войска разомкнули кольцо вокруг города, строительное подразделение, в котором я оказалась в самом начале войны, срочно передислоцировали со станции Плесецкая Архангельского отделения Северной дороги в деревню Кобона на берегу Ладожского озера. Железнодорожным фронтовым бригадам нужно было уложить однопутную дорогу протяжённостью 36 километров. Работы шли день и ночь, – напрягая память, вспоминала о подробностях операции Мария Ивановна.


То, что пережила тогда Мария Ивановна,  до сих пор у неё перед глазами.


– Все работы по укладке рельсов приходилось выполнять вручную. В нашем распоряжении были только деревянные тачки, лопаты, лапчатые ломы, путейские молотки и путеизмерительный шаблон. В те дни стоял жуткий холод. По ночам температура опускалась до минус 40.  Мало-мальски отогреться нам можно было только в своём вагончике, оборудованном печкой. До передовой было рукой подать. И эту близость мы зачастую ощущали на себе, – рассказывала она, задумчиво устремляя взгляд  на поставленные рядком иконки.


По железнодорожным бригадам, стянутым на узкий участок южного берега, не жалея снарядов, била немецкая артиллерия, вражеские самолёты совершали ежедневные налёты. Поверхность Ладоги напоминала дуршлаг. От одного села на берегу озера осталась только церковь.


– Однажды под огненный шквал попала и наша бригада, – поправив слуховой аппарат и перекрестившись, продолжила фронтовичка. – Нам поставили задачу: на выделенном автомобиле за ночь прибыть к месту завершения путейских работ. И как только мы к ним приступили, прилетели два самолёта. Они целились в направлявшийся с большой земли в Ленинград воинский эшелон. Но угодили и в нас. Осколками авиабомб были тяжело ранены водитель машины и моя подруга Фрося Семёнова.


И тогда к ней обратился водитель: «Мария, кроме тебя за баранку сесть некому...»


– А я ведь в этом мало что смыслила. Знала только самое элементарное: как тронуться с места да как сдавать назад. Но всё-таки села. Вела машину по подсказке водителя, а про себя молилась: «Господи, помоги мне довести  раненых до госпиталя...»


После окончания строительства дороги её часть перебросили в освобождённый Сталинград. Там она тоже укладывала путь, строила подъездную дорогу к паровозному депо. С военным обмундированием рассталась только через год после капитуляции Японии. А дальше была работа в путевых машинных станциях №№ 46, 45, 67 и в Тайшетской дистанции пути.


Но это уже в прошлом. А сейчас, пожалуйста, исполните нашу совместную с Эльвирой Николаевной просьбу. Поздравьте с праздником Великой Победы от нашего имени участников Великой Отечественной войны и ветеранов тыла. Здоровья им всем и бодрого духа!


Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31