24 октября 2020 21:16

24 октября 2020 21:16

фото: Сергей Ринчинов

За нами – дороги России

И для ветеранов, и для молодых железнодорожников День Победы – праздник номер один

20 апреля почётному железнодорожнику, ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Кузьмичу Федоткину исполнилось 87 лет. Но крепок ещё бывший машинист: в канун Дня Победы он уже встретился с учащимися ряда школ, рассказал о тяготах и лишениях, которые выпали на долю его поколения в военное лихолетье. А на днях навестил своих молодых коллег в локомотивном депо Северобайкальск.

Молодёжь доложила ветерану о сегодняшнем житье-бытье машинистов. А Владимир Кузьмич заинтересовался деталями современного перевозочного процесса, осмотрел нынешние красавцы-электровозы.


В разговоре выяснилось, что День Победы для молодых – один из самых главных, значимых праздников. У многих деды защищали Родину с оружием в руках. Так, у машиниста электровоза первого класса Сергея Черкасова дед Иван Капустян был танкистом, на своей «тридцатьчетвёрке» прошёл славный боевой путь до Праги.


В грозном сорок первом юный Володя Федоткин учился в седьмом классе. В ту пору семья путейца Кузьмы Федоткина проживала на станции Копьёво в так называемой путевой казарме – бараке, где ютилось ещё семь семей. Станция находилась в 400 километрах от Красноярска  и в 54 – от городка Ужур.


Осенью 1942-го пришла разнарядка: мобилизовать подростков, которым исполнилось 16 лет, для краткосрочного обучения железнодорожным профессиям. Так что выбора, куда пойти учиться, у ребят того поколения не было.


Владимира с его стопроцентным зрением и хорошими физическими данными направили на трёхмесячные курсы подготовки помощников машинистов при паровозном депо Ужур. После обучения он отработал полтора месяца кочегаром, затем более двух лет – помощником машиниста. С тёплым чувством вспоминает Владимир Кузьмич своего первого наставника – машиниста Георгия Васильевича Криницына (светлая ему память). Худенький, малого роста дядя Гоша был пенсионером – в ту тяжёлую годину брали стариков паровозниками не только на железную дорогу водить поезда в прифронтовой полосе, но и в действующую армию. Из окрестных колхозов и совхозов набрали шестнадцатилетних девчонок кочегарами – в их обязанности входило кидать уголь из тендера в паровоз, причём на ходу  поезда, на ветру и морозе.


Если на фронте действовал знаменитый приказ №227 «Ни шагу назад!», то и здесь железная дорога работала по законам военного времени.


– Мы тогда по Красноярской дороге в основном водили воинские эшелоны с живой силой, боеприпасами и бронетехникой на фронт, – вспоминает сегодня Владимир Кузьмич. – А с запада на восток вели санитарные поезда с ранеными солдатами и грузовые составы с разбитой, покорёженной в боях техникой…


День Победы Владимир встретил в Красноярске на курсах машинистов. Со временем его назначили старшим машинистом, а в пятидесятые годы отправили учиться в Хабаровск, в школу военных техников. После её окончания работал заместителем начальника паровозного депо Ужур, начальником подменного пункта депо Абакан, ревизором по безопасности Иланского отделения дороги, начальником депо Аскиз  и Коршуниха-Ангарская.


В 1994 году он вышел на пенсию, и его тут же избрали председателем совета ветеранов ТЧ Коршуниха-Ангарская. К слову, в своё время, в 1978 году, наш герой принимал на работу Алексея Воротилкина, нынешнего вице-президента ОАО «РЖД».


Сын Владимира Кузьмича Александр после службы в воздушно-десантных войсках пошёл по стопам отца – стал машинистом, а со временем возглавил локомотивное депо Северобайкальск. Ныне Александр Владимирович работает первым заместителем главы городской администрации.


Не забывают деда и бабушку внуки, тоже частенько навещают. Внук Владимир Федоткин работает главным инженером ТЧ Северобайкальск, а внучка Галина – там же нарядчиком локомотивных бригад. Так что наши читатели ещё не раз услышат и узнают о добрых делах представителей известной на севере  железнодорожной династии Федоткиных.

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31