24 октября 2020 14:57

24 октября 2020 14:57

Кто придёт после нас?

Ветераны БАМа озабочены дальнейшей судьбой магистрали

В ходе встреч с коллективами железнодорожников рабочей группе ОАО «РЖД» под председательством вице-президента компании Дмитрия Шаханова было высказано много предложений по волнующим северян  вопросам.

В первую очередь – это обеспечение жильём молодых работников, содержание объектов социальной сферы, создание нормальных условий жизни на севере, особенно на линейных станциях. Остро ставился вопрос по закреплению молодых кадров на предприятиях региона БАМа.


На будущий год исполняется 40 лет с начала строительства магистрали и 25 лет с тех пор, как строители сдали её железнодорожникам в постоянную эксплуатацию. Те, кто начинал с первых дней, сейчас уже на пенсии. Вместо них пришло новое поколение бамовцев. Но пройдёт ещё 10–15 лет, и они тоже уйдут на заслуженный отдых. А вот молодёжи, к сожалению, очень мало. Причины этого очевидны: демографический провал в начале 90-х годов, когда была низкая рождаемость, и то, что нынешнюю молодёжь не устраивают те условия жизни, которые есть на БАМе, особенно на линейных станциях.  Окончив школу, они уезжают поступать в вузы, а после окончания учёбы, даже получив специальность железнодорожника, не спешат возвращаться в отчий дом. А кто вернулся, потому что учился по направлению предприятия, отработав в лучшем случае три года, навсегда покидают северный край.


Ведь их интересует не только зарплата, но и возможность посещать спортзал, бассейн, клуб, хорошее кафе. А что есть из этого весьма скромного перечня в бамовских посёлках? На станциях Таксимо, Куанда, Киренга, Звёздная, Новая Чара нет ни клуба, ни спортсооружений. Библиотеки ликвидированы. На станции Кунерма закрыты фельдшерско-акушерский пункт, магазин, клуб и детсад. Жители этой станции вынуждены добираться до больницы и магазина за 80 км на попутном транспорте, так как отменён и пригородный поезд  Северобайкальск – Киренга.


А жители станции Кюхельбекерская платят за жилищно-коммунальные услуги по 13–15 тыс. руб. в месяц! В Северомуйске в честь окончания строительства уникального 15-километрового тоннеля по заданию министра путей сообщения Г.М. Фадеева был построен прекрасный физкультурно-оздоровительный комплекс, включающий в себя тренажёрный и спортивный залы, бассейн с 25-метровыми дорожками, раздевалки с душевыми. Этот ФОК проработал 7 лет, ныне законсервирован. Объяснение Дирекции социальной сферы одно – не даёт прибыли, живём при рыночных отношениях.


Народ на БАМе терпеливый, умеет преодолевать все трудности: и житейско-бытовые, и производственные. Но вот вопрос – сумеет ли так же жить будущее поколение? Наверное, нет. Сейчас уже не то время и нет прежнего энтузиазма, когда можно было с надеждой и верой в светлое будущее жить во временном, неблагоустроенном жилье, при отсутствии необходимых социально-культурных объектов. И если сейчас не создать на БАМе нормальные условия для проживания и производительного труда, то через некоторое время будет большая проблема с обеспечением магистрали специалистами  и рабочими кадрами.


Во время работы группы ОАО «РЖД» поднимался вопрос, каким будет коллективный договор на 2014 и последующие годы. Нам сказали: он будет не хуже ныне действующего, но льготы и социальные гарантии должны быть адресными. В то же время в газете «Гудок»  № 41 от 12 марта гендиректор «Желдортранса» Сергей Чаплинский, говоря о новом отраслевом соглашении, заявляет: «Мы предлагаем оставить гарантированный социальный пакет тем, кто выйдет на пенсию до 31 декабря 2014 года». А тем же, кто прекратит свою трудовую деятельность с 1 января 2014 года, соцпакет не предоставлять. У них останется право получать пенсию через НПФ «Благосостояние». У нас в регионе около 800 человек получают льготную пенсию, но продолжают трудиться. Такое решение сподвигнет большинство из них уволиться в текущем году и получать только те льготы, которые останутся в колдоговоре, особенно бесплатный проезд по железной дороге. В результате – предприятия в одночасье потеряют специалистов и рабочих, а заменить их некем, так как рынок труда на БАМе небогатый.


В Северобайкальске и на станциях Новая Чара и Таксимо сложилось трудное положение с обеспечением технологическим жильём машинистов локомотивов, механиков, специалистов других профессий. Так, скажем, в Северобайкальске последний 48-квартирный дом заселялся в 2005 году.


Давно ждут бамовцы обещанного переселения из ветхого и аварийного жилья. Среди железнодорожников немало семей, которые попадают под эту категорию. На 2013 год руководство Республики Бурятия выделяет на Северобайкальск около 200 млн руб. по этой программе, а субсидии выдают на обязательную покупку жилья в южных районах Бурятии. Это получается не переселение из ветхих, аварийных бараков, а выселение людей из бамовских посёлков и города. А кто же будет работать на производстве вместо выехавших? Считаю, что это неправильный подход к решению  жилищного вопроса.


Надеемся, что после приезда рабочей группы ОАО «РЖД» начнутся позитивные перемены  на БАМе.


Виктор Никулинских, заместитель председателя Совета ветеранов ВСЖД по Северобайкальскому региону

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31