22 октября 2020 20:54

22 октября 2020 20:54

Жить по кодексу

Новый корпоративный свод законов деловой этики доведён до каждого работника ВСЖД

Кодекс стал ответом на действительную потребность компании «РЖД» в едином документе, регламентирующем общие корпоративные нормы и правила служебного поведения, считает заместитель начальника ВСЖД по кадрам и социальным вопросам Алексей Боровиков.

– Алексей Алексеевич, Кодекс деловой этики ОАО «РЖД» уже широко представлен нашим железнодорожникам. Но вопросов относительно нового документа у них ещё много. Расскажите о базовых ценностях, нормах, правилах, которые он содержит.


– Распоряжением президента нашей компании Владимира Ивановича Якунина от 29 декабря 2013 года № 2789р принят к руководству и исполнению Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги». Стремление строго следовать нормам этики и морали всегда было присуще железнодорожникам России. И принятие кодекса, если можно так сказать, законодательно закрепило то, что реально присутствовало в повседневной жизни работников железнодорожной отрасли, – бережное отношение к традициям и ценностям транспортной компании, неукоснительное соблюдение её норм и правил.


Как сказано в главе третьей кодекса, традиции и ценности ОАО «РЖД» сложились за долгую, почти двухсотлетнюю историю российских железных дорог, они соответствуют уникальной по размеру и географическому охвату инфраструктуре компании, не имеющей аналога по масштабу и ответственности перед страной  и российской общественностью.


В ОАО «РЖД» приветствуют следование своих работников ценностям бренда компании, которые находят своё практическое воплощение в корпоративных компетенциях. И эти компетенции можно представить формулой 5К+L, где L – это Лидерство, а 5 К – это Компетентность, Клиентоориентированность, Корпоративность и ответственность, Качество и безопасность, Креативность и инновационность.


Кодекс деловой этики – многоплановый и всеобъемлющей документ. И подробный его анализ может занять немало времени, что, к сожалению, нам не позволяет формат газетного интервью. В связи с чем добавлю, что кодекс уделил пристальное внимание и соблюдению конфиденциальности, коммерческих интересов, предотвращению конфликта интересов компании и его работников, защите имущества, окружающей среды, охране труда работников, взаимоотношениям с акционерами, дочерними и зависимыми обществами, клиентами, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, документально закрепив принципы социальной ответственности ОАО «РЖД».


– Кодекс деловой этики – не первый в нашем акционерном обществе. И понятно, что его появление – это и веяние времени, и результат очередного этапа реформирования компании. Но нет ли опасений, что обновлённый кодекс останется неким декларационным документом? Не потеряется ли он в рабочих столах?


– И прежний кодекс, и ныне действующий – это реально работающие документы. Гарантией их актуальности является то, что они родились как ответ на действительную потребность, возникшую в ОАО «РЖД» под влиянием процессов реформирования, в наличии единого документа, устанавливающего общие корпоративные нормы и правила служебного поведения должностных лиц и других работников компании, а также определяющего принципы её взаимоотношений с акционером, органами власти, юридическими и физическими лицами. Документальным подтверждением мною сказанного является то, что в развитие кодекса было принято два важных документа: «Методические пособия по деловому этикету в аппарате управления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и распоряжение президента ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина  № 743р от 26 марта 2013 года «О назначении уполномоченного по вопросам деловой этики ОАО «РЖД». Кроме того, вице-президентом ОАО «РЖД» Дмитрием Сергеевичем Шахановым  28 марта 2013 года было утверждено Положение об уполномоченном по вопросам деловой этики ОАО «РЖД».


Наличие данных документов позволяет мне сказать, что в компании создана целая система контроля за реализацией Кодекса деловой этики, что полностью опровергает ваш тезис  о его декларативности.


Кстати сказать, уполномоченным по вопросам деловой этики в границах ВСЖД являюсь я.


– В новом собрании корпоративных законов прописаны 10 основных этических принципов для работников компании: работать на совесть, гордиться званием работника РЖД, воспринимать себя частью целого и т.д. Однако нельзя же, например, потребовать от человека в одночасье взять и начать гордиться своей профессией? Подразумевает ли новый кодекс реализацию долгосрочной идеологической политики, направленной на развитие тех качеств, что связаны с прописанными в нём базовыми этическими принципами?


– Вы задали очень важный вопрос, и я понимаю опасения, в нём прозвучавшие. Но спешу вас успокоить: 6 августа 2012 года распоряжением президента ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина № 1598р утверждена новая редакция Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года, в которой тщательно проработано и детально прописано всё, что надо делать в вопросах управления персоналом и благодаря которой, уверен, возникновение упомянутых вами негативных явлений исключено.


– В кодексе есть пункт, связанный с подарками. Так можно ли принимать их руководителям?


– Как я уже отмечал, кодекс предусмотрел практически все стороны корпоративной жизни, в том числе получение деловых подарков или иной выгоды. И регламентация здесь очень жёсткая. Так, получение или дарение деловых подарков допускается, только если это соответствует принятой деловой практике и не нарушает законов и этических норм. Факт делового подарка не должен подразумевать возникновение каких-либо обязательств перед дарителем и рассматриваться как подкуп в его интересах.


Недопустимо получение подарков, вознаграждения и иных выгод для себя лично и других лиц в обмен на оказание ОАО «РЖД» каких-либо услуг, осуществление либо неосуществление определённых должностных действий, передачу информации, составляющей коммерческую тайну или имеющей инсайдерский характер. Деловые подарки, которые дарят должностные лица и работники третьим лицам, должны  соответствовать ценностям бренда «РЖД».


– Есть ещё один пункт, который я назвала бы оговоркой: советы директоров дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» могут принимать собственные кодексы. Разновекторность в идеологии деловой этики при такой расстановке позиций нам не грозит?


– ОАО «РЖД», являясь учредителем и акционером своих дочерних и зависимых обществ, обладает полным набором инструментов и полномочий для обеспечения унификации нормативно-правовых документов, принимаемых в рамках холдинга ОАО «РЖД». В связи с чем ваши опасения по поводу угрозы «разновекторности» в идеологии беспочвенны.


– Кто будет доносить до рядовых железнодорожников новый свод правил? И каким образом будет контролироваться его исполнение на местах? Гипотетическая ситуация и, будем говорить, имеющая место на предприятиях нашей магистрали: руководитель коллектива допускает в речи нецензурные слова, общаясь с подчинёнными. Можно ли будет на такого командира пожаловаться, потребовать наказать его, ссылаясь на Кодекс деловой этики?


– Интересный вопрос, выходящий далеко за рамки обсуждаемого нами Кодекса деловой этики. Текст его размещён на сайте НОК, где любой желающий может с ним ознакомиться. Кроме того, он разослан во все предприятия и хозяйства в границах ВСЖД для ознакомления каждого работника.


По второй части вашего вопроса могу сказать, что в ОАО «РЖД» создана и эффективно действует целая система, гарантирующая и обеспечивающая доведение до сведения каждого работника холдинга информации о Кодексе деловой этики, контролирующая его исполнение и реализацию. Вкратце опишу её. Конечно, здесь большую роль играет профсоюз, но останавливаться на нём сознательно не буду, так как это тема отдельного большого разговора.


Что же делает для реализации и контроля за исполнением Кодекса деловой этики работодатель, куда и как жаловаться на нарушения? Ассортимент, как говорится, на любой вкус. Любой железнодорожник может обратиться и сообщить о нарушениях: на сайте ОАО «РЖД» на ресурс www.rzd.ru; на сайте начальника дороги на ресурс http://ec.esrr.mps/complaint/index.php. Можно обратиться письменно к руководству ОАО «РЖД», дороги или лично ко мне как заместителю начальника дороги по кадрам и социальным вопросам, в газеты  «Восточно-Сибирский путь» и «Гудок».


Что касается тех руководителей, которые иногда себе позволяют в общении с подчинёнными выходить за рамки деловой этики, предупреждаю их, как уполномоченный по вопросам деловой этики: не играйте с огнём! По всем случаям неэтичного поведения будут приниматься исчерпывающие меры. И поверьте, решение  будет принято незамедлительно и жёстко!


– 17 апреля президент нашей компании провёл «Открытый разговор» в формате видеоселектора с работниками и ветеранами производства. Насколько я знаю, один из вопросов, прозвучавших из уст железнодорожников, и его задала работница ВСЖД, касался Кодекса деловой этики. Как оценивает президент положение дел по внедрению в жизнь кодекса?


– Суть того, о чём мы с вами говорили во время интервью, подтвердил в своём выступлении Владимир Иванович Якунин. Кодекс – это не просто стопа бумаг. Это целая политика, которую мы – все вместе – должны внедрять на производстве. «И в этом вопросе вы должны вести за собой, подавать пример», – говорил президент, обращаясь к участникам «Открытого разговора». Деловая этика – это преданность своему делу, ответственность, самоотверженность. Это новая форма общения…

Беседовала Лейла Мустафаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31