31 октября 2020 13:29

31 октября 2020 13:29

фото: Фото: Алексей Белик

Не рой другому яму

Иногда и маленький камушек становится причиной серьёзного обвала.

В границах ВСЖД уже в этом году зафиксировано пять несчастных случаев на производстве. Один из них – всем известный сход вагонов на перегоне Слюдянка – Утулик, при котором погибла локомотивная бригада. Но в том ЧП не было вины ни погибших ребят, ни дорожных служб. Недавнее же происшествие, случившееся на станции Ангасолка, при всей своей  простоте выявило множество виновных.

Иногда и маленький камушек становится причиной серьёзного обвала.

В границах ВСЖД уже в этом году зафиксировано пять несчастных случаев на производстве. Один из них – всем известный сход вагонов на перегоне Слюдянка – Утулик, при котором погибла локомотивная бригада. Но в том ЧП не было вины ни погибших ребят, ни дорожных служб. Недавнее же происшествие, случившееся на станции Ангасолка, при всей своей  простоте выявило множество виновных.

Бригада привела поезд из Зимы, после чего самостоятельно должна была добраться до Слюдянки. Безопасный маршрут прохода машинист и его помощник знали, но, проигнорировав его, решили срезать путь. Помощник машиниста не заметил угольной ямы, глубина которой составляла более двух с половиной метров. При падении он получил травмы, нарушение было квалифицировано как лёгкое.

– Когда начинаешь разбираться, появляется множество вопросов не только к руководству депо, локомотивной бригаде и конкретно к помощнику машиниста, – рассказывает начальник дорожной службы охраны труда Виталий Чесноков. – Почему эта яма там появилась? Почему она не была ограждена? Почему на этом участке плохое освещение? Почему не обозначены  негабаритные места?

Если бы не все эти вопросы, то, естественно, виноватым бы стал помощник машиниста, нарушивший предписания. Остались бы только сомнения в качестве проведения инструктажа. Но! Во-первых, непонятно, на чьём балансе эта яма, хотя находится прямо на станции. Во-вторых, там, где производится выгрузка угля около котельной, ограждение сделано, а с остальных сторон, тем более со стороны путей, – нет. А ведь яма расположена всего в полутора метрах от крайнего рельса. В-третьих, на этом участке плохое освещение, ночью такой «ловушки» никто не увидит. При этом возникают претензии ко многим службам. Например, освещение – недоработка дистанции электроснабжения. За негабаритное место отвечать должны движенцы станции Ангасолка и работники Слюдянской дистанции пути. Получается вот такой клубок. И никто не хочет признавать за собой вины.

Раз такой случай произошёл, то теперь надо устранять все недочёты. Встаёт вопрос: кто этим займётся?

– У меня как у руководителя возникает вопрос, – продолжает Виталий Валерьевич, – как проводят комиссионные месячные осмотры руководители станции, если допускают подобные нарушения? Да, там есть опознавательный знак негабаритного места, но он находится не у самой ямы, а просто висит неподалёку на опоре контактной сети, да ещё и высоко. Кто ночью будет голову задирать да вглядываться? Я уверен, что эта яма существует там уже не первый год. Так что же мешало её вовремя огородить и сделать нормальное освещение? В итоге получается, что вырыли яму, в которую сами и попали.

20 марта было проведено заседание комиссии по данному происшествию, где был озвучен ряд распоряжений. Дистанции энергоснабжения – установить дополнительное освещение на данном участке. Дистанции пути и Дирекции инфраструктуры – наконец-то огородить эту яму не с одной, а со всех сторон. Движенцам  – рассмотреть вопрос о схеме доставки отработавших локомотивных бригад на станцию Слюдянка.

Но важна не только оперативность расследования происшествия, но и своевременность жалоб пострадавших. Например, совсем недавно экипировщица на станции Тайшет поскользнулась, упала, в результате – ушиб. Можно сказать, запнулась на ровном месте. В больнице пролежала три дня. Выписавшись, потребовала компенсации.

– Глядя на этот случай, стоит отметить, что необходимо сообщать о случившемся вовремя, – заявляет начальник службы. – Ведь спустя несколько дней и так называемый потерпевший может выдумать много новых обстоятельств, и работодатель может подготовиться – принять меры по устранению причин происшествия, как будто ничего и не было...

Совсем недавно вступил в силу «Стандарт ОАО «РЖД» о порядке расследования несчастных травматических случаев», где расписаны сроки и перечень основных работ по охране труда для руководителей всей вертикали – от центральных дирекций до структурных подразделений, в том числе региональных корпоративных центров управления, то есть начальников дорог. Также, в соответствии с этим документом, при столкновении интересов нескольких служб и дирекций принимать основные меры и заниматься организацией расследований станет служба охраны труда.

– Это очень важный документ, – поясняет Виталий Чесноков. – Задача нашей службы  – управление рисками. Департаментом охраны труда компании уже начала разрабатываться методика управления этими рисками. Благодаря этому мы сможем работать более чётко на предупреждение, опережение происшествий, а не по факту случившегося. Многие из происходящих на дороге несчастных случаев мы в силах предупредить.

Александр Еловский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31