20 октября 2020 11:30

20 октября 2020 11:30

фото: Фото автора

Устранять факторы рисков

На ВСЖД совершенствуется система управления безопасностью движения поездов.

Меняются времена, но неизменной остаётся первая заповедь железнодорожника: безопасность движения – прежде всего. О том, как обеспечить выполнение этой заповеди повседневно и повсеместно, в беседе с нашим корреспондентом рассказал заместитель начальника ВСЖД – главный ревизор дороги по безопасности движения поездов Игорь Зарубин.




На ВСЖД совершенствуется система управления безопасностью движения поездов.

Меняются времена, но неизменной остаётся первая заповедь железнодорожника: безопасность движения – прежде всего. О том, как обеспечить выполнение этой заповеди повседневно и повсеместно, в беседе с нашим корреспондентом рассказал заместитель начальника ВСЖД – главный ревизор дороги по безопасности движения поездов Игорь Зарубин.

– Игорь Фёдорович, идя на встречу с вами, я досконально изучил приказ №1 начальника ВСЖД от 3 января текущего года. Документ во всех отношениях основополагающий. В том числе во взаимоотношениях с печатными и электронными СМИ. В этом контексте есть вполне конкретная ссылка на «Восточно-Сибирский путь». В чём причина такого адресного внимания?

– Позволю себе для начала привести дословно пункт 2.11.5 приказа начальника дороги: «Использовать возможности средств массовой информации, и в первую очередь газету «Восточно-Сибирский путь», постоянно освещать вопросы безопасности движения поездов, раскрывать обстоятельства и причины допущенных нарушений, организовывать обмен предложениями, направленными на улучшение безопасности движения поездов и укрепления трудовой дисциплины».

В обеспечении безопасности движения поездов нет мелочей. Тираж дорожной газеты – свыше 20 тыс. экземпляров. Она приходит практически в каждый дом, в каждую семью железнодорожников. И грех было бы не использовать трибуну регионального издания ОАО «Газета «Гудок» в интерасах профилактики факторов рисков в перевозочном процессе.

Считаю, что и наша с вами беседа послужит обозначенным выше задачам.

– Мне тоже хочется на это надеяться. Расскажите, пожалуйста, о том, как в современных условиях на Восточно-Сибирской дороге строится система предупреждений нарушений  безопасности движения поездов.

– В условиях реформирования холдинга «РЖД», реализации целевой модели рынка железнодорожных перевозок, выделения дочерних и зависимых обществ (ДЗО), а также формирования функциональных вертикалей внутри ОАО «РЖД» на Восточно-Сибирской дороге сформирована организационная структура регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Создана и развивается система менеджмента безопасности движения поездов (СМБД) во всех филиалах ОАО «РЖД», их структурных подразделениях и ДЗО. Тем самым создаются условия для сохранения СМБД путём совершенствования регламентов взаимодействия между структурными подразделениями ОАО «РЖД», а также ДЗО, внедрения системы управления рисками в функциональных филиалах.

На 2013 год по всем дорожным хозяйствам установлен прогнозный уровень обеспечения гарантированной безопасности движения поездов. Во всех хозяйствах проводится факторный анализ возникновения рисков.

В соответствии с требованиями распоряжения №562р ОАО «РЖД» от 20 марта 2009 года рассчитаны гармонизированные показатели оценки безопасности движения поездов. По основным позициям, входящим в зону риска, определены корректирующие меры.

– Какова общая ситуация с событиями и отказами в работе технических средств по хозяйствам с начала текущего года?

– Безусловными лидерами в данном вопросе являются Дирекция инфраструктуры и Дирекция по ремонту тягового подвижного состава. На их долю приходится 79% от общего количества. Значительно ухудшилась ситуация в вагонном хозяйстве, в службе пути, в Дирекции моторвагонного подвижного состава.

Вместе с тем в целом в границах РЦКУ с начала 2013 года количество отказов снижено на 7%. Рост допущен только в службе пути  и хозяйстве перевозок.

Однако сухая статистика в полной мере не говорит о тяжелейших последствиях, которые могут быть допущены в результате нарушений безопасности движения поездов. С начала текущего года не по вине работников дороги произошло четыре схода вагонов в организованных поездах. При этом два случая квалифицированы как крушения и один случай – как столкновение пассажирского поезда №358 с грузовым автомобилем на железнодорожном переезде. Результат – сход локомотива.

– Игорь Фёдорович, каковы, по вашему мнению, наиболее проблемные вопросы в сфере обеспечения безопасности движения поездов?

– Ревизорским аппаратом дороги постоянно проводится мониторинг и анализ сложившейся ситуации. По итогам 2012 года мы выделили ключевые проблемы (факторы), над которыми необходимо работать всем участникам перевозочного процесса для снижения уровня аварийности.

Мы достаточно подробно рассмотрели их 26 февраля 2013 года на технико-экономическом совете дороги, прошедшем под председательством начальника ВСЖД Василия Фёдоровича Фролова.

Остановлюсь на нескольких эксплуатационных хозяйствах. Так, в Дирекции тяги почти 90% всех нарушений связаны с нарушениями в управлении автотормозами, режиме вождения поездов и в эксплуатации локомотивов с перепробегами от плановых видов текущего осмотра и ремонта.

Болевой точкой Дирекции по ремонту тягового подвижного состава являются нарушения технологии ремонта.

Острой проблемой в хозяйстве пути Дирекции инфраструктуры является сверхнормативный пропущенный тоннаж – 1708 км (27% от развёрнутой длины главных путей дороги), дефектность рельсового хозяйства (на 1 января 2013 года 1407 км дефектных рельсов находится в пути). Нужно говорить о нарушениях технологии контроля рельсов. В 2012 году выдано на перепроверку 4927,6 км, выявлено 12101  нарушение технологии контроля.

Масса вопросов накопилась у вагонников. Так, количество осмотрщиков вагонов со стажем до одного года достигло 12% от общего числа работников этой категории. Нас не может не беспокоить недостаточный уровень их профессиональной подготовки. А об этом уровне говорит, в частности, тот факт, что в 2012 году, по сравнению с 2011-м, на 46% произошло снижение разрядности по эксплуатационным вагонным депо.

Не идёт на пользу делу и частая сменяемость руководителей эксплуатационных вагонных депо. Кадровая чехарда негативно влияет на процесс управления производством в данном хозяйстве. Мы провели анализ, и выяснилось, что в период с 2006 по 2012 год на ВСЖД было уволено 147 руководителей вагонных депо разного ранга (из них 80 начальников ПТО).

– Всё это так. Между тем далеко не всё зависит только от качества работы наших эксплуатационных вагонных депо. Можно и нужно говорить о рисках допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» неисправных вагонов после ремонта на предприятиях вагоноремонтных компаний 1, 2 и 3 и на частных вагоноремонтных предприятиях. Что можно сделать, чтобы побудить партнёров по перевозочному процессу исключить, в частности, проблемы, связанные с дефектами в литых  деталях вагонов?

– Правильная постановка вопроса. 12 марта текущего года мы были вынуждены собрать совещание с участием представителей Рос-транснадзора, транспортной прокуратуры, Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, ОАО «ВРК-1» и «ВРК-2», ООО «ВРП «Новотранс», ВРП Черемхово, службы вагонного хозяйства.

– В чём вам видится первопричина некачественного ремонта грузовых вагонов?

– Их несколько. Одна из главных – неэффективная работа приёмщиков вагонов.

– Что может сделать та же служба вагонного хозяйства по устранению факторов риска, связанных с некачественным ремонтом?

– Одним из шагов в этом направлении стало создание на станциях Белая и Черемхово постов по обеспечению контроля качества и допуска вагонов на пути инфраструктуры. На них проводится работа по приёмке вагонов после ремонта соответствующими предприятиями – ООО «ВРП  «Новотранс» и ООО «Трансвагонмаш».

– Игорь Фёдорович, в прошлом году отмечалось 75-летие со дня создания на сети железных дорог института ревизоров по безопасности движения поездов. Без него уже просто невозможно представить в полном объёме эксплуатационную деятельность магистрали. Каковы ключевые направления работы ревизорского аппарата ВСЖД в 2013 году?

– Мы проводим целенаправленную работу по контролю за перепробегами тягового подвижного состава от плановых видов ремонта, за качеством осмотра и текущего ремонта вагонов на ПТО, за режимом труда и отдыха локомотивных бригад, обеспечением своевременной и качественной диагностики и содержанием верхнего строения пути, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики.

– А какие задачи решаются применительно  к текущему апрельскому моменту?

– В настоящее время на ревизорский контроль взято выполнение мероприятий по выходу хозяйств из зимы, подготовке к летним пассажирским перевозкам.

Особое внимание уделяется организации работ по выполнению противопаводковых мероприятий, подготовке пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава, состоянию пути и искусственных сооружений, организации работы противолавинной станции и, конечно же, комплексной работе по предотвращению изломов боковых рам вагонов.

В заключение хочу сказать, что распоряжением президента компании Владимира Ивановича Якунина от 28 января 2013 года утверждена Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге ОАО «РЖД». В целях реализации данной стратегии нам всем необходимо актуализировать организационную структуру СМБД, усовершенствовать систему управления эксплуатационным штатом с учётом сложившейся пост- кризисной ситуации, структурных изменений в холдинге ОАО «РЖД» и новых стратегических факторов его развития. Руководителям всех рангов необходимо выстраивать свою работу по обеспечению безопасности движения поездов на основе принципов актуализированной стратегии гарантированной безопасности  и надёжности перевозочного процесса.

Беседовал Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31