31 октября 2020 09:33

31 октября 2020 09:33

Истоки реки с быстрым течением

Нижнеудинский железнодорожный узел взрастил целую плеяду ярких руководителей.<br />
<br />
В «Восточно-Сибирском пути» (№ 4 за этот год) прочитал интервью главы Нижнеудинска Александра Викторовича Путова, до избрания мэром города работавшего начальником станции. Полностью согласен с ним, что Нижнеудинск является кузницей железнодорожных кадров.<br />

Нижнеудинский железнодорожный узел взрастил целую плеяду ярких руководителей.

В «Восточно-Сибирском пути» (№ 4 за этот год) прочитал интервью главы Нижнеудинска Александра Викторовича Путова, до избрания мэром города работавшего начальником станции. Полностью согласен с ним, что Нижнеудинск является кузницей железнодорожных кадров.

В октябре Нижнеудинску исполняется 365 лет, он действительно является «старшим братом» Иркутска. На 13 лет раньше здесь был построен Удинский острог – опора государству Российскому. И, безусловно, наиболее значимым событием в истории города стала прокладка Транссиба. 116 лет жизнь Нижнеудинска определяется магистралью. Вместе с нею появились железнодорожные предприятия и железнодорожный посёлок. С приходом дороги в городе начала бурно развиваться торговля, появились заводы.

Но особенно богата эта земля людьми, которые здесь трудились. О многих из них уже были статьи в газете «Восточно-Сибирский путь»: Лев Яковлевич Финкельштейн, Роман Юстинович Годлевский, Лев Николаевич Михальчук, Пётр Иванович Матафонов, Георгий Павлович Хоменко, Юлия Николаевна Ерыкалова, Александр Никифорович Михалковский, Владимир Семёнович Раздобреев, Владимир Петрович Грицай, Константин Александрович Марютин, Виктор Васильевич Демещик, Владимир Петрович Карих, Валентин Андреевич Родионов, Виктор Петрович Шпак, Анатолий Николаевич Кекшин, Анатолий Иванович Фёдоров, Сергей Никифорович Гапеев, Игорь Васильевич Милостных, Евгений Александрович Королёв, Юрий Абрамович Беренгольц и многие другие.

В управлении дороги по улице Карла Маркса, 7 на втором этаже размещены портреты всех начальников ВСЖД с момента её создания в 1934 году и руководителей Министерства путей сообщения и ОАО «РЖД». Среди них ряд руководителей, которые в разное время трудились и руководили предприятиями на Нижнеудинском узле.

В книге В.Г. Третьякова «Рулевые ВСЖД» читаем: «Ерохин Алексей Сергеевич – начальник Восточно-Сибирской железной дороги с 14 июня 1937 года по 23 сентября 1937 года. Всего три месяца он возглавлял дорогу, но Ерохин – первый из начальников ВСЖД, прошедший длительный путь работы на этой дороге. Назначали его на различные должности и в разных отделениях. Работал вместе с прежними начальниками дороги Б.Г. Голышевым и А.П. Крохмалем. Вместе с Голышевым получал орден Ленина… С декабря 1932 года по май 1934 года Ерохин работал начальником паровозного депо Нижнеудинск».

Тимофей Георгиевич Ермаков – начальник ВСЖД с 6 сентября 1951 года по 15 мая 1961 года. Родился он 5 июня 1906 года. На ВСЖД работал на самых разных должностях, в том числе начальником Нижнеудинского отделения дороги.

В период руководства Ермакова дорогой Восточная Сибирь стала краем крупных новостроек государственного масштаба. Требовалось буквально форсировать объёмные перевозки людей, строительных материалов, оборудования. ВСЖД в этот период сработала замечательно, стоящие перед ней задачи выполнила полностью. Показателем этого может стать тот факт, что через два года работы в должности начальника ВСЖД 23 июля 1953 года Тимофею Георгиевичу было присвоено персональное звание генерал-директора движения 2-го ранга. В 1953 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1959 году – орденом Ленина.

Славный трудовой путь прошёл на нашей дороге министр путей сообщения и первый президент ОАО «РЖД» Геннадий Матвеевич Фадеев. В своей книге «Судьба моя – железная дорога» Фадеев пишет: «Вспоминаю начало своей работы, зелёный ещё парень был, а с какими людьми довелось встретиться и учиться у них! Борис Константинович Саламбеков, Георгий Игнатьевич Тетерский, Лев Яковлевич Финкельштейн, Александр Терентьевич Головатый, Нотан Лейбович Фукс. С такими поработаешь – словно университет окончишь. Эти специалисты внедряли новые технологии, переводили дорогу с тепловозной на электрическую тягу. Восточно-Сибирская была и остаётся кузницей кадров для отрасли. Здесь на «ты» разговаривают с информационными технологиями…»

14 лет проработал Фадеев на Нижнеудинском отделении, пройдя путь от дежурного по парку до начальника Нижнеудинского, а затем Тайшетского отделения…

Министр путей сообщения и первый заместитель председателя правительства РФ (1999 г.) Николай Емельянович Аксёненко начал свой трудовой путь на ВСЖД в 1972 году дежурным по станции Вихоревка. С 1974 года – дежурный по станции Нижнеудинск. С августа 1975-го по 1978 год – начальник станции Нижнеудинск…

Сегодня на нашей дороге очень много железнодорожников, которые хорошо знали, вместе учились и трудились с Николаем Емельяновичем. По его инициативе профилакторий в Нижнеудинске назвали «Истоки». Он считал, что Нижнеудинский узел стал начальным пунктом, истоком для многих руководителей и работников железнодорожного транспорта, в том числе и для него лично.

Геннадий Павлович Комаров работал начальником ВСЖД с 1988 по 2000 год. После успешного окончания техникума в 1962 году по распределению он был направлен в Нижнеудинское локомотивное депо ВСЖД. Начал в должности помошника машиниста, потом трудился бригадиром периодического цеха, старшим инженером. В апреле 1966 года он уже старший мастер депо.

Важным этапом для Комарова стал 1971 год. 4 апреля его назначают заместителем начальника локомотивного депо станции Улан-Удэ. За период работы в Нижнеудинске Геннадий Павлович накопил большой опыт работы на электротяге, и теперь этот опыт необходимо было перенести в Улан-Удэнское депо.

В декабре 1975 года Комарова назначают начальником локомотивного депо Нижнеудинск, где начиналась его трудовая деятельность. Затем были другие назначения: заместитель начальника, начальник Тайшетского, Иркутского отделений, далее год работы первым заместителем, а с сентября 1988 года он стал начальником ВСЖД.

Все положительные отзывы, которые высказал в своей книге Г.М. Фадеев в отношении работы ВСЖД по реформированию и внедрению передовых технологий, относятся к тому времени, когда дорогой руководил Геннадий Павлович Комаров. Под его руководством осуществлялись многочисленные технические и структурные преобразования на дороге. Перевод участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный электрический ток. Переход на безотделенческую структуру управления. Первые на сети центр управления перевозками, центр транспортного обслуживания, финансово-экономический центр, центр управления материальными ресурсами и многое другое было создано на нашей дороге. Детсады, школы, больницы, профилактории, лицей, университет, санитарно-бытовые корпуса – всё это ежегодно вводилось в эксплуатацию. Особенно много строилось жилья (более 100 тыс. кв. метров ежегодно), объектов коммунального хозяйства, котельных, очистных сооружений. Мощно развивалась дорожная база строительной индустрии.

В 1979 году около Нижнеудинска было начато строительство крупного вагоноремонтного завода. Но с переходом страны к рыночным преобразованиям стройка была брошена. В это непростое для Нижнеудинска время Комаров сумел всех убедить завершить строительство современного вагоноремонтного депо. Положительное решение было получено и благодаря тогдашнему министру путей сообщения Аксёненко.

Рамки статьи не позволяют перечислить всех руководителей и передовых работников Нижнеудинского узла, руководителей служб, хозяйств и Тайшетского региона дороги, которые были связаны с его работой и внесли достойный вклад в его развитие и его историю.

Во время посещения детсада в Нижнеудинске я увидел много железнодорожной атрибутики: флажки, фуражки, сигнальные жилеты и многое другое. Воспитатели мне сказали, что дети хотят быть железнодорожниками. А один из них всегда говорит, что будет работать начальником дороги. На мою просьбу познакомиться с ним мне сказали, что сейчас он спит. Решили, что не будем нарушать сон будущего руководителя ВСЖД.

Есть чем гордиться всем железнодорожникам нашей магистрали, они заслуживают всенародного уважения и благодарности!

Владимир Каутц, заместитель начальника ВСЖД в 1998–2010 годах
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31