20 октября 2020 09:32

20 октября 2020 09:32

Куда смотрит осмотрщик

Профессионализм позволяет выявлять дефекты лучшим вагонникам Восточно-Сибирской.<br />
<br />
В армейской среде по поводу обучения персонала изъясняются чётко и ясно: «Не знаешь – научим, не хочешь – заставим». Последние три-четыре года это золотое правило взяли на вооружение командиры службы вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры во главе с начальником Ренатом Ибятовым.<br />

Профессионализм позволяет выявлять дефекты лучшим вагонникам Восточно-Сибирской.

В армейской среде по поводу обучения персонала изъясняются чётко и ясно: «Не знаешь – научим, не хочешь – заставим». Последние три-четыре года это золотое правило взяли на вооружение командиры службы вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры во главе с начальником Ренатом Ибятовым.

Место встречи – Иркутск

Сколько себя помню в качестве корреспондента «Восточно-Сибирского пути», то есть начиная со второй половины 80-х годов, вагонное депо Иркутск-сортировочный всегда было в центре корпоративного внимания. На базе иркутского ВЧД принято проводить всевозможные школы передового опыта, начиная от отделенческого, дорожного и кончая сетевым уровнем. В бытность тогдашнего начальника службы Ивана Козубенко наши вагонники, в частности, демонстрировали свои эксклюзивные наработки в области ресурсо-сбережения.

Но пришло время раздела классических вагонных депо на ремонтные и эксплуатационные подразделения. У последних обозначились свои приоритетные задачи. Одна из них – необходимость постоянного и целенаправленного повышения уровня профессиональных знаний и навыков осмотрщиков вагонов.

– Так возникла идея проводить не совсем обычные школы, – объясняет главный инженер службы вагонного хозяйства ВС ДИ Игорь Гордиенко, – школы, где ставится задача не столько выявить лучших, сколько подтянуть к их уровню отстающих работников.

Где проводить подобные школы, вопрос не стоял. Испокон веку вагонное депо Иркутск-сортировочный было базовым предприятием хозяйства. Да и географически столица Приангарья была и остаётся наиболее удобным местом для проведения всевозможных встреч.

– Мы такому выбору руководства службы только рады, – говорит начальник технического отдела ВЧДЭ-8 Антон Липатов, – в депо есть для этого учебно-материальная база.

Век живи – век учись

На этот раз тема дорожной школы – «Методы выявления трещин в литых деталях тележки и элементах колёсных пар». Время действия – 8 февраля. Место действия – технический класс и учебный полигон Иркутского эксплуатационного вагонного депо.Вначале традиционная регистрация. Как выяснилось, на эту школу приехали 44 осмотрщика вагонов из всех четырёх ВЧДЭ дороги.

На календаре – последний месяц зимы. С утра – минус 35... Светает ещё поздно, к десяти часам...

– Учитывая сезонность, мы решили утреннюю часть программы школы начать с проведения теоретического тестирования, – вводит в курс дела начальник технического отдела службы вагонного хозяйства Дирекции инфраструктуры Сергей Садковский.

Теоретическую подкованность вагонников проверяет обучающий тестовый комплекс ИРС.

– Чтобы ответить на 100 вопросов, осмотрщикам отводится не более 30 минут, – поясняет начальник тормозоиспытательного вагона Дирекции инфраструктуры Михаил Федосеев. – За каждый правильный ответ ИРС автматически начисляет один балл.

Крепи теорию практикой

Где-то ближе к десяти часам становится более-менее светло. Но утренний холод не отпускает. Пришло время практического тестирования. А для этого надо идти на расположенный неподалёку учебный полигон.

Закалённые работой на открытом воздухе, участники школы выходят из тёплого помещения на мороз. По ходу знакомлюсь с одним из них.

– Ничего, мы, осмотрщики вагонов, ко всему привычные, – с улыбкой замечает осмотрщик нечётного парка станции Иркутск-Сортировочный Алексей Писхаев.

Алексею Юрьевичу 35 лет. Пять лет отработал в сборочном цехе классического депо. В 2004-м пришёл слесарем ПТО нечётного парка прибытия. Год спустя выучился на осмотрщика вагонов.

– Растёт буквально на глазах, – даёт ему лестную характеристику Антон Липатов. – Судите сами. В 2011-м он был, как это ни обидно звучит, среди худших осмотрщиков ВЧДЭ-8. В прошлом году мы привели Писхаева на школу, аналогичную сегоднейшей. Прошло не так уж много времени, а результат, что называется, налицо: в прошлом году Алексей обнаружил 24 трудновыявляемых дефекта.

– Значимость таких школ трудно переоценить. Не знаю, кому как, но мне было просто неудобно перед товарищами по работе, перед самим собой за своё пресловутое аутсайдерство, – размышляет Писхаев. – Чем я, собственно, хуже других? Руки, ноги есть. Здоровьем природа не обидела. Словом, взялся я за себя основательно...

Хворый вагон, выйти из строя!

Вместе с осмотрщиком эксплуатационного вагонного депо Тайшет Игорем Герщуком иду на заиндевелый от мороза учебный полигон – в сплотке четыре единицы подвижного состава: две цистерны, хоппер-дозатор и вагон для перевозки автомобилей.

Задача Игоря – обнаружить максимальное число неисправностей. На всё про всё у него отпущено не более 10 минут. Получается, по 150 секунд на каждый вагон.

За каждым движением тайшетца внимательно следит экзаменатор Антон Липатов. После очередной технологической операции он тут же делает запись в свой блокнот. Липатов включает секундомер – время пошло. На первую цистерну у Герщука уходит едва ли не полторы минуты. Вот что значит «глаза боятся, а руки делают». Липатов только успевает записывать: раковина R55, выщерб 3КП, трещина R55, тонкий гребень 4КП, разогнута надбуксовая пластина...

А вот со второй цистерной Игорю пришлось повозиться поболее.

– На этой бочке аж двадцать неисправностей – в четыре раза больше, чем на предыдущей, – шепчет мне на ухо Антон Липатов.

Боясь не уложиться в установленное время, Игорь начинает работать интенсивнее. В этом тайшетцу, помимо традиционного молотка, помогает недавно появившийся в арсенале осмотрщиков портативный фонарик «Экотон», который по форме напоминает диктофон. Вижу, как с помощью его светоотражающих возможностей Игорь одну за другой находит заранее заложенные неисправности.

По всему чувствуется – Герщук поймал удачу, и потому оставшиеся вагоны тайшетец проходит на ура.

– Молодец, Игорь,– не может сдержать своих эмоций Юрий Липатов. – В практическом тестировании он абсолютный лидер. На его счету три трещины боковых рам и одна трещина в колёсной паре...

Дело мастера боится

Ближе к обеду жюри во главе с начальником службы вагонного хозяйства Ренатом Ибятовым определилось с персоналиями школы. Первое место присуждено тайшетцу Игорю Герщуку. Помимо отличных результатов в практических испытаниях, он добился заметного показателя и в теоретическом тестировании (80 баллов из 100).

На второй позиции – уланудэнец Геннадий Шитиков. Замкнул тройку лучших тайшетский осмотрщик Алексей Миндубаев. Кстати, за весь 2012 год Алексей не обнаружил ни одного трудновыявляемого вагонного дефекта. Тем ценнее его февральский успех в Иркутске. Значит, главные достижения ещё впереди.

Борис Ступин. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31