19 января 2021 15:38

19 января 2021 15:38

На месте бывшей Суетихи

Жители Бирюсинска не суетны и переездом в большие города не грезят.<br />
<br />
Выпав из разряда городов Иркутской области, имеющих мощную промышленную базу, Бирюсинск уже давно не тот баловень судьбы, каким был ещё четверть века назад. Тем не менее некоторым событиям в его историческом развитии могут позавидовать и значительно большие по масштабу города.<br />

Жители Бирюсинска не суетны и переездом в большие города не грезят.

Выпав из разряда городов Иркутской области, имеющих мощную промышленную базу, Бирюсинск уже давно не тот баловень судьбы, каким был ещё четверть века назад. Тем не менее некоторым событиям в его историческом развитии могут позавидовать и значительно большие по масштабу города.

– Вот только два последних примера, – рассказывает мне глава муниципального образования «Бирюсинское городское поселение» Светлана Сучкова. – На прошедшем в январе Всероссийском конкурсе-фестивале «Таланты без границ» учащаяся нашей средней школы №10 Александра Рудских в номинации «Эстрадный вокал» стала обладательницей Гран-при. А в сентябре минувшего года нас порадовал земляк – студент первого курса ИрГУПСа Андрей Крук: он завоевал серебряную и бронзовую медали на молодёжном чемпионате мира по пауэрлифтингу...

Андрей Крук дважды выходил на международную арену. И оба раза успешно. Первый раз, выступая в Канаде, завоевал одну золотую и две серебряные медали в троеборье. Спортсмена тренирует его отец, Юрий Крук, кандидат в мастера спорта, тренер городской детско-юношеской спортивной школы.

ДЮСШ располагается рядом с бывшим гидролизным заводом. Для молодёжи города Юрий Александрович большой авторитет. Под его руководством восемь спортсменов защитили звание кандидатов в мастера спорта. В поза-прошлом году сборная команда области, в которую входили его подопечные, заняла второе место на первенстве России по пауэрлифтингу. В Иркутске на это сразу обратили внимание. Поступило лестное приглашение тренировать иркутян. Юрий Александрович отказался.

– Куда я из Бирюсинска? Здесь мои корни, родители, братья, друзья... Ну а самое главное – здесь тоже кто-то должен заниматься с детьми…

А растить мастеров всё сложнее. От государства уже третий год никакой поддержки. Все выезды на соревнования оплачивают спонсоры, заинтересованные в том, чтобы молодёжь росла при хорошем деле и чтобы имя родного Бирюсинска зазвучало, как в его лучшие годы. Порой и тренеру приходится выкладывать деньги из своей скромной зарплаты на поездку ребят из малообеспеченных семей.

Большинство бирюсинских бизнесменов относятся к развитию спорта с пониманием. Вот самый свежий пример. Через месяц неподалёку от спорткомплекса откроется аквапарк. Его построили на свои средства два местных предпринимателя. Этот своего рода оздоровительный комплекс включает в себя два бассейна с водными горками, сауной, душевыми, при нём будет функционировать уличный каток, тюбинговая трасса, площадка для боулинга.

– Задумав строительство комплекса, мы сразу заявили, что он должен быть не хуже аналогичных объектов в крупных городах, – делится своими соображениями местный предприниматель Светлана Старикова.

– Было бы хорошо, если бы на Бирюсинск обратил внимание и крупный бизнес, – высказывает своё пожелание мэр города. – У нас ведь неограниченные возможности для развития предпринимательской деятельности. Огромные запасы воды, пустующие промышленные площадки, есть возможность присоединиться к энергопередающим устройствам бывшего гидролизного завода, выпускавшего этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, фурфурол, кормовые дрожжи, углекислоту и использовавшего отходы производства лесоперерабатывающих предприятий. Завода нет, но рабочие кадры остались.

Основные предприятия Бирюсинска занимаются круглым лесом и пиломатериалами, но их можно по пальцам пересчитать: ООО «Форсаж», ООО «Шарипов», ООО «Север-Союз», ещё несколько мелких. А главный работодатель – железная дорога. Это она гарантирует стабильность и заработок многим сотням горожан в подразделениях ВСЖД и КрЖД.

В черте города находятся две железнодорожные станции – Тагул и Бирюсинск. В прошлом году на станции Бирюсинск, где работают 11 человек, погрузка составила 912 вагонов, а выгрузка – 301. В другие времена – до банкротства гидролизного завода и лесопильного деревообрабатывающего комбината – эти показатели были несравненно выше.

Кстати, очень остро пережив крах своих промышленных гигантов, сейчас бирюсинцы уже видят и плюсы их остановки.

– Природа облегчение получила, – заявляет мне один знакомый. – Воздух стал намного чище. Единственная теперь неприятность для города – дым печных труб: территория города на 80%, если не больше, застроена одноэтажными домами. Зимой они напоминают выстроившиеся в кильватер небольшие суда.

Почётному железнодорожнику Галине Яковлевне Медведевой тоже приходится обогревать своё жилище дровами. За зиму сжигает две машины. Живёт она одна в доме, расположенном у самой станции Бирюсинск, в десяти метрах от Транссиба. Всё по дому делает сама. Но на тяготы жизни не жалуется. Всё же 38-летняя закалка на железнодорожных путях сказывается на её характере.

Сейчас ей 73 года. Двадцать лет назад ушла на заслуженный отдых. А поступила на работу путейцем в пятнадцать. Когда приехала сюда, здесь уже были две станции – Суетиха, переименованная распоряжением МПС в 1967 году в Бирюсинск, и Бирюса, ставшая по этому же документу станцией Тагул. Тогда ещё паровозы ходили, движение регулировали семафоры. На путях лежали рельсы Р-43 и Р-50. Стояла табельная, построенная в 1913 году.

– Всё было иначе, – перечисляет Галина Яковлевна. – В рядовые путейцы шли в основном женщины. Механизация была на нуле. С места покилометрового запаса рельсы возили на диплоре. Каждое лето приходилось две «углярки» шпал сортировать вручную. Спросите о том, как нам доводилось жить, у жены моего брата Анатолия, Надежды Борисовны Усик, отработавшей вместе с ним на путях 30 лет. А теперь, видя, чем и как работают путейцы, завидно становится. Скорость, вес поездов стали намного выше. Да и станция изменилась к лучшему. Её словно переодели. Приятно глазу. Там, где были обветшалые постройки столетней давности, теперь красивые, тёплые здания вокзала, поста ЭЦ, табельной.

Галина Яковлевна благодарна судьбе за то, что она привела её на на железную дорогу.

– Меня столько раз переманивали на гидролизный, а ведь там всем давали благоустроенные квартиры. И мои девчата по бригаде не соблазнились… Терпеливые были.

За всё время работы на участке, обслуживаемом бригадами Усик и Яковлевой, ни одной аварии не произошло. И теперь чувство большой ответственности не даёт женщинам покоя. Если какой-то перерыв в движении поездов – хватается Медведева за сотовый телефон: «Не случилось ли что, Надя»?

Надежда Усик тоже начинает тревожиться. Звонит своей дочери Татьяне, дежурной по станции Бирюсинск. Татьяна мне поясняет:

– Что поделаешь? Долгие годы работы не проходят даром. Беспокойство у них в крови.

Сама она тоже с этим чувством живёт. Двадцать восемь лет работает на станции. Захватила то время, когда за одни сутки под выгрузку прибывало до 100 вагонов с щепой и опилками. А погрузка составляла 40 вагонов. Теперь это время ушло в историю, о которой можно более подробно узнать в местном краеведческом музее.

Экспозиция музея приличная. К железной дороге непосредственное отношение имеют документы об укладке железнодорожного пути и первом поезде, коллекция фонарей и подсвечников 19 века, фотографии и материалы, относящиеся к бамовской эпопее. Есть сведения о первых руководителях станции. В архивах упоминается начальник станции Дмитрий Михайлович Скворцов, занимавший эту должность с 1928 по 1936 год. После него много было других. Нынешний исполняющий обязанности начальника станции – Александр Федорович. Работает всего неделю.

– Сюда я попросился сам, – признался мне он.

Наша справка:

Бирюсинск – самый западный город Иркутской области. Расположен в Тайшетском районе на правом берегу реки Бирюсы. Отсчёт времени ведёт с 1897 года, от основанного при строительстве Транссибирской магистрали разъезда Суетиха. В 1912 году при посёлке, возникшем рядом с разъездом, начали работать первая пилорама и кирпичный завод. В 1952 году закончено строительство гидролизного завода, который в 2005 году был закрыт.

В Бирюсинске три общеобразовательных, музыкальная и художественная школы, два православных храма. Сегодня в Бирюсинске проживают более 9 тыс. жителей.

Александр Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28