25 октября 2020 23:07

25 октября 2020 23:07

Старые грабли в служебном эфире

Почему сила инерции подчас оказывается сильнее порядка в перевозочном процессе. <br />
<br />
Выполнение установленного регламента переговоров при поездной радиосвязи остаётся одной из основных задач в хозяйстве перевозок. <br />

Почему сила инерции подчас оказывается сильнее порядка в перевозочном процессе.

Выполнение установленного регламента переговоров при поездной радиосвязи остаётся одной из основных задач в хозяйстве перевозок.

Прошлый год для некоторых участников перевозочного процесса на ВСЖД будет ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. Кто-то был лишён премии, кто-то пережил изъятие талонов предупреждения, а некоторым пришлось подтвердить свою квалификацию сдачей экзаменов. Основания для принятия таких жёстких мер были более чем весомые.

– Ежемесячно на дороге в среднем выявлялось по одной тысяче нарушений регламента переговоров, – рассказывает начальник отдела безопасности движения Восточно-Сибирской дирекции управления движением Александр Гологузенко.

Служебный радиоэфир наполняли словесные перлы с некорректными запросами и ответами, искажённые формулировки и распоряжения, озвучивание требований
устаревших регламентов.

И в этом году участники перевозочного процесса продолжают наступать на старые грабли. И по большей части это происходит тогда, когда необходимо особое внимание, когда возникает нестандартная обстановка, требующая точного исполнения регламента переговоров.

Характерный случай с нарушениями регламента произошёл 21 января на станции Делюр. В ходе переговоров между дежурной по станции и машинистами двух грузовых поездов было допущено девять нарушений правил, изложенных в приложении №20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте, включённой в состав Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и утверждённой приказом Минтранса РФ за №286. Дежурная по станции Делюр и машинисты поездов использовали устаревший порядок переговоров двух-, трёх- и четырёхлетней давности.

Рассказывая о допущенных ими нарушениях, Александр Гологузенко отмечает, что при сложившейся чрезвычайной ситуации, связанной с изломом диска колеса одного из вагонов, участники переговоров не придерживались установленной формы обращения и последовательности их передачи. Выходя в эфир, дежурная по станции допустила так называемый неформализованный диалог, который затруднял правильное воспринятие её указания машинистами.

Аналогичные по типу нарушения характеризовали и действия машинистов локомотивов. В моменты радиоконтакта ими допускался сбой речи, использовались слова бытовой лексики и уже давно отменённые порядки переговоров. Судя по стенограмме, воспроизведённой электронным регистратором переговоров, в то время, когда счёт шёл на секунды, дежурный и машинисты, разбираясь с ситуацией, потратили 5,5 минуты.

За последнее время в хозяйстве перевозок ВСЖД сделан качественный скачок в профилактике нарушений регламента переговоров. Как пример приводятся станции Слюдянка-1, Нижнеудинск, Иркутск-Сортировочный и чуть в меньшей степени – Тайшет. И на большинстве станций 2-го и 3-го класса регламент переговоров при стандартных ситуациях выполняется на оценку «хорошо». Однако чёткое соблюдение требований, во-первых, свойственно не всем, а во-вторых, отступления от регламента учащаются, когда к разговору подключаются представители смежных предприятий, которые работают в границах ВСЖД.

Из железнодорожных структур больше всего претензий по этому поводу к локомотивным бригадам. Они продолжают работать по регламентам переговоров образца 2008–2009 годов, что осложняет передачу необходимой информации в случае возникновения нестандартной ситуации.

Раньше в регламенте переговоров машинистам локомотивов предписывалось производить доклад дежурному по станции о сделанной остановке локомотива и закреплении на скобу крана машиниста № 254. Это требование было отменено три года назад, поскольку сильно отвлекало дежурного по станции от основной работы. Но локомотивные бригады и сегодня работают по старинке.

Александр Иванов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31