22 октября 2020 18:38

22 октября 2020 18:38

БАМ сбежал из песочницы

На смену разговорам о развитии «зоны» – научно обоснованные расчёты.<br />
<br />
Что нам с того, что Институт народно-хозяйственного программирования Российской академии наук представил сравнительный анализ двух вариантов инвестирования в строительство БАМа?<br />

На смену разговорам о развитии «зоны» – научно обоснованные расчёты.

Что нам с того, что Институт народно-хозяйственного программирования Российской академии наук представил сравнительный анализ двух вариантов инвестирования в строительство БАМа?

С обывательской точки зрения – ничего. Где-то в Москве группа людей проанализировала заявки грузоотправителей, соотнесла их с сегодняшними пропускными способностями магистрали, собственными возможностями РЖД и федерального бюджета. И с использованием методики межотраслевого баланса вывела показатели экономического эффекта.

По первому варианту – отвечаем по всем заявкам, строим вторые сплошные пути на всём протяжении БАМа, переводим его целиком на электротягу, закупаем подвижной состав – требуется триллион с хвостиком. Это обеспечит рост ВВП на 1,046 млрд руб., бюджет приобретёт без малого 300 млрд руб., наибольший эффект получит строительный сектор – 588 млрд руб.

Второй вариант, который предусмотрел лишь расшивку узких мест, инвестиций потребует на 298 млрд руб. Формально у него более высокие экономические показатели, но что мы будем делать с грузами, которые, к примеру, предъявят уже отвоевавшие в Прибамье первые плацдармы горнодобывающие компании? Куда мы денем то, что не вписалось в первый вариант?

– Стоит ли закладываться на тридцать с небольшим миллионов тонн, когда заявок на перевозку гораздо больше? – заметил на этот счёт президент РЖД Владимир Якунин.

Здесь не место и не время повторять, что только за счёт собственных возможностей компания может модернизировать БАМ хоть до бесконечности. Важнее другое: на смену почти политическим (в худшем смысле этого слова) разговорам «о развитии зоны БАМа» всё-таки приходят научно обоснованные расчёты.

Мы, к счастью, стали забывать, как шли дискуссии о развитии магистрали в недавнем прошлом. А достаточно вспомнить выездное заседание нескольких комитетов Федерального Собрания РФ, где рассмотрение вопроса о том, где надо открыть свободные зоны, неожиданно привело к рекомендации о том, чтобы льготный режим был распространён на весь БАМ. Участники слушаний даже попросили предусмотреть затраты на подготовку законопроекта тогдашнего вице-спикера Совета Федерации Дмитрия Мезенцева.

Ничего, конечно, не разработали. Потом выяснилось: деньги на законотворчество к тому времени уже выбрали. На этом фоне и можно понять, чего стоят разработки академического института: они подводят под такого рода прениями черту. Повторить-то их можно, но только внуку в песочнице.

Владимир Шадрин. Фото: Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31