27 октября 2020 20:30

27 октября 2020 20:30

Пёс Барбос родился на чердаке

В Иркутске проходит празднование 90-летия со дня рождения Леонида Гайдая.<br />
<br />
Один из самых известных режиссёров нашей страны вырос на тех улицах, по которым мы частенько ходим. Жил будущий кинематографист в предместье Глазково, учился в железнодорожной школе № 42, переименованной в 36-й лицей.<br />

В Иркутске проходит празднование 90-летия со дня рождения Леонида Гайдая.

Один из самых известных режиссёров нашей страны вырос на тех улицах, по которым мы частенько ходим. Жил будущий кинематографист в предместье Глазково, учился в железнодорожной школе № 42, переименованной в 36-й лицей.

По воспоминаниям его одноклассников, Леонид Иович всегда был душой компании, хоть у него и были дефекты речи, которых бы многие на его месте стеснялись: он не выговаривал буквы «р» и «л».

Он был высок и худощав, что было объектом шуток не только его друзей, но и его самого.

У него была очень интересная забава, когда он учился в школе. На улице Касьянова, где стоит дом семьи Гайдая, вокруг одни горы. Он любил скатываться с них зимой на одном коньке. Бывало, пойдёт в школу, привяжет к ноге одну «снегурку» и так до самых школьных дверей. Доехав до места назначения, бросал конёк в ближайший сугроб, после школы надевал обратно – и домой «таким же макаром».

Любовь к кино пошла с самого детства. Маленький Лёня мог купить билет на утренний сеанс и, спрятавшись в кинозале, просидеть там до самого вечера. Неудивительно, что после окончания школы и службы в армии Гайдай отучился в театральной студии при Иркутском областном драмтеатре и решил поступить на режиссёрский факультет ВГИКа.

Кстати, когда Гайдая призвали в армию, его отправили в Монголию, где задача солдата была отлавливать диких лошадей, объезжать их и отправлять на фронт. Все знают, что монгольские лошадки очень низкие. Смешно смотрелся рослый Гайдай сидя чуть ли не на пони. Наверное, этот образ и послужил прототипом Шурика из «Кавказкой пленницы», который ездил на осле. Когда супругу Леонида Иовича спрашивали, какой её муж был при жизни, Нина Павловна Гребешкова отвечала: «Посмотрите на Шурика, героя фильмов Лёни. Вот он такой и был». Вообще, можно сказать, что Шурик был неким воплощением Гайдая на экране – коротенькие брючки, роговая оправа очков, глубокая заинтересованность своим делом.

Леонид Иович подмечал очень много моментов в повседневной жизни. Потом именно эти моменты ложились в основу сценариев или превращались в крылатые фразы, которые до сих пор актуальны. Любой из его фильмов можно разобрать на очень известные выражения и кадры.

Леонид Иович всегда был самокритичен. Никогда не превозносил своих заслуг. В 1961 году Гайдай в письме родителям написал: «Завтра мне стукнет 38 лет. Как говорили Ильф и Петров: «38 лет – последний приступ молодости!» А я ещё ничего толкового не сделал». Хотя к тому моменту в свет вышла одна из первых и самых популярных комедий режиссёра «Пёс Барбос и необычный кросс», идею которой он почерпнул в фельетоне Степана Олейника, найденном на чердаке отчего дома. Именно в этой картине впервые появляется всем известная троица закадычных друзей – Труса, Балбеса и Бывалого, ставшая в наше время архитипичной. «Эти образы я нашёл в маленькой комнатке у нас дома в Иркутске», – писал в одном из писем кинематографист. В том же году вышло продолжение комедии, рабочее название которого было «Барбос-осведомитель». Но в ходе работы картина получила своё общеизвестное имя «Самогонщики».

«Пса Барбоса» хотели отправить на Каннский кинофестиваль. Но, как писал сам кинорежиссёр, «на одном из совещаний по этому вопросу кто-то высказал опасение, хорошо ли везти за границу картину, где действуют три отрицательных типа, которые пьют водку и глушат динамитом рыбу?» После таких сомнений комедия была отставлена, хотя Леонид Иович этих опасений не разделял.

День рождения великого земляка стал для иркутян знаковым событием. Каждый год он отмечается по-своему. Не обошлось без новых изюминок и в этом, юбилейном для Леонида Иовича году.

– В рамках празднования 90-летия Леонида Гайдая в Центре Российской кинематографии имени самого режиссёра проходит ряд мероприятий, – рассказала методист КДЦ «Художественный» Наталья Третьякова. – Первоочередным из них является ретроспектива любимых комедий Гайдая. В этом году нами было принято решение наряду с популярными «Не может быть» и «Спортлото-82» показать не самые известные в наши дни фильмы «Инкогнито из Петербурга» по мотивам гоголевского «Ревизора» и «За спичками» – совместную работу с финским режиссёром Ристо Орко.

В сам же праздничный день, 30 января, для зрителей пройдёт сеанс «Леонид Гайдай. От смешного до великого» и презентация новой книги Владимира Березина «Леонид Гайдай: иркутские страницы», куда вошли воспоминания друзей и родственников режиссёра, документы и фотографии. Также в фойе центра уже работает передвижная фотовыставка «Гайдай всегда Гайдай».

25 января в стенах Музея истории города Иркутска также открылась выставка, посвящённая жизни великого кинодеятеля «Смех – дело серьёзное».

– Подобную выставку мы возили в Москву, – рассказал заведующий экспозиционно-выставочным отделом Алексей Бабичев. – Жители столицы были в шоке из-за того, что столь знаменитые личности могут родиться в глубинке.

Александр Еловский. Фото: архив музея истории города иркутска
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31