30 октября 2020 05:32

30 октября 2020 05:32

Технологии путей сообщения

Эффективная работа дороги невозможна без организации чёткой технологии перевозок.<br />
<br />
Владимир Начигин, начальник технологической службы Восточно-Сибирской железной дороги .<br />
<br />
Технологическая служба, созданная на ВСЖД 1 июля 2010 года, играет все более заметную роль в реализации концепции системы управления компанией холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД». О решаемых ею задачах нашему корреспонденту рассказал начальник службы Владимир Начигин.<br />

Эффективная работа дороги невозможна без организации чёткой технологии перевозок.

Владимир Начигин, начальник технологической службы Восточно-Сибирской железной дороги .

Технологическая служба, созданная на ВСЖД 1 июля 2010 года, играет все более заметную роль в реализации концепции системы управления компанией холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО «РЖД». О решаемых ею задачах нашему корреспонденту рассказал начальник службы Владимир Начигин.

– Владимир Александрович, вы возглавили технологическую службу чуть больше месяца назад, 12 декабря 2012 года. Как руководитель вы на ВСЖД человек достаточно известный и весьма опытный. Поэтому назвать вас новичком язык просто не поворачивается. И тем не менее, как вы относитесь к своему нынешнему статусу?

– Отношусь как к очень серьёзному и ответственному поручению руководства компании и дороги.

– Для начала вопрос личностного плана. Что сыграло определяющую роль в формировании вас как специалиста?

– Знаете, в молодости я серьёзно занимался спортом. После службы в армии получил звание мастера спорта СССР по тяжёлой атлетике. Активное занятие спортом приучило не только к осознанным самоограничениям, но и к самодисциплине. А это само по себе уже дорогого стоит.

– Ваше базовое образование – инженер-путеец. Немало времени вам довелось трудиться на БАМе, в частности в Северобайкальской дистанции пути. Чем была для вас работа на Байкало-Амурской?

– БАМ – это, пожалуй, лучшая часть моей жизни. Родом я из шахтёрского города Черемхова. Довелось даже окончить местный горный техникум. Но не получилось пойти мне по шахтёрской стезе. Я благодарен судьбе, что после получения диплома ХабИИЖТа меня распределили в чудесный и неповторимый Северобайкальск. Начинал с монтёра пути. Вот тогда-то моя тяжелоатлетическая подготовка весьма кстати и пригодилась. В общей сложности я отработал на Северобайкальском отделении Байкало-Амурской железной дороги полтора десятка лет. Моя последняя тамошняя должность – заместитель НОДа по безопасности движения поездов.

– Как известно, в 1996 году Северобайкальское отделение БАМа было передано в состав Восточно-Сибирской железной дороги. Как это обстоятельство повлияло на ваш дальнейший жизненный путь?

– Самым непосредственным образом. Начиная с 1998 года я живу в Иркутске, поскольку довелось работать на различных руководящих должностях в управлении ВСЖД. Был заместителем РБ, главным ревизором дороги по безопасности движения поездов, начальником службы пути, заместителем главного инженера дороги, начальником службы технической политики ВСЖД.

До назначения на нынешнюю должность трудился заместителем начальника Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры по технической работе.

– Действительно, опыта вам не занимать. Но обратимся к маю 2011 года. Тогда на сетевом совещании в Иркутске, прошедшем под председательством первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, были обозначены основные задачи, стоящие перед технологическими службами. Напомните их.

– Это проведение непрерывного мониторинга и последующего анализа выполнения технологий перевозочного процесса с разработкой корректирующих мер и предложений по развитию инфраструктуры железных дорог. В документе, принятом на иркутском совещании, было подчёркнуто, что технологические службы созданы на железных дорогах в качестве инструмента координации. Понятно, что эффективная работа железнодорожного транспорта невозможна без организации чёткой технологии перевозок. Основной задачей технологической службы является проработка управленческих решений, направленных на приведение текущей деятельности территориальных подразделений филиалов ОАО «РЖД» и дочерних обществ во взаимное соответствие.

– Какие организационные задачи вам, как новому руководителю службы, необходимо будет решать в текущем году?

– Технологичесая служба после выхода из состава ВСЖД дирекций инфраструктуры, тяги и управления движением должна получить своё логическое развитие в регионах. Согласно приказу президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина «О создании технологических групп в технологической службе органа управления железной дороги (Регионального центра корпоративного управления)», в целях совершенствования технологической коордиации на сети железных дорог должны появиться соответствующие подразделения.

На нашей магистрали это Тайшетская, Улан-Удэнская и Северобайкальская технологические группы.

– Как таковое типовое положение о технологической службе было утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 1 октября 2011 года. Появились ли с того момента какие-то коррективы в этом основополагающем документе?

– Согласно распоряжению Владимира Якунина от 8 мая 2012 года, в это положение внесены некоторые изменения. В частности, новая редакция подпункта 1 пункта 6 теперь звучит так: «разрабатывает предложения по сокращению непроизводительных потерь в перевозочном процессе на основе данных и анализа, представленного территориальными подразделениями функциональных филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД». Изменён подпункт 5 пункта 6: «координирует деятельность территориальных функциональных филиалов, других структурных подразделений ОАО «РЖД» ДЗО по составлению планов ремонтных работ на инфраструктуре железнодорожного транспорта в части организации перевозочного процесса, согласовывает и контролитрует их выполнение». И, наконец, в новой редакции подпункт 15 пункта 6 изложен следующим образом: «осуществляет технологический аудит автоматизированных систем, внедряемых на территории железной дороги в части управления перевозочным процессом, в том числе вносит предложния по их внедрению и развитию»

– Не секрет, что в процессе перевозочной деятельности есть определённые издержки в технологиях. Если не вдаваться в детали, то каковы они?

– Некоторые технологии устарели и уже не отвечают современным требованиям. Другие нужно перерабатывать, учитывая изменения объёма первозок, особенности вагонопотоков. И потому предметом каждодневного внимания в технологической координации является всё, что работает нерационально, нетехнологично, создаёт межфункциональные барьеры и нестыковки, мешает эффективной, слаженной работе всех звеньев перевозочного процесса.

– И всё же, Владимир Александрович, что является, если так можно выразиться, главым интегратором технологической деятельности в перевозочном процессе?

– Ответ вполне очевиден. Это, конечно же, график движения поездов. Вокруг выполнения его нормативов и необходимо осуществлять взаимодействие в рамках перевозочного процесса, определять ответственность всех исполнителей.

– Понятно. Насколько мне известно, в самом истоке рождения технологических служб лежал практический вопрос организации ремонтных «окон» и налаживания более эффективного взаимодействия в этом плане движенцев, локомотивщиков, энергетиков – в общем, всех смежных хозяйств. Не так ли?

– Да, это так. Со временем стали видны другие, не менее значимые перспективы для работы технологических служб. Как образно выразился начальник Центра по технологической координации ОАО «РЖД» Сергей Алексеевич Кобзев, технологические службы должны быть организаторами, хранителями, владельцами технологических процессов. Именно технологические службы должны отслеживать, чтобы каждая дирекция добросовестно и пунктуально выполняла все требования этого процесса и при этом оценивать последствия нарушения установленной технологии.

– Есть ли у технологической службы право на оперативное вмешательство?

– Мы не вмешиваемся в текущее оперативное управление, а находим в нём узкие места и через технологические регламенты устраняем их. Кредо нашей работы можно сформулировать так: мы не инспекторы, а эксперты-технологи. Мы не должны подменять какого-то конкретного ответственного работника из дирекций управления движением, тяги или инфраструктуры. Ещё раз подчеркну: подключаться к решению накопившихся проблем мы должны, но не подменяя никого, а чётко выполняя свои функции по координации деятельности всех территориальных подразделений, филиалов и ДЗО при организации эксплуатационной работы.

– Значит ли это, Владимир Александрович, что вы и ваши подчинённые буквально во всех жизненных ситуациях должны замыкаться лишь на параметрах, которые прописаны в положении о технологической службе?

– Эксплуатационная ситуация всегда находится в динамике. На дороге вполне объективно существует громадный узел взаимосвязанных вопросов. И потому мы работаем по многим направлениям связанных с организацией взаимодействия подразделений. К примеру, формируем предложения по обеспечению режима скоростей, занимаемся совершенствованием технологии вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов, рассматриваем вопросы по совершенствованию технологий деятельности железнодорожных узлов, выносим свои рекомендации по усилению пропускных способностей дороги.

– Создание технологических служб предусматривалось ещё в Концепции единой технической политики ОАО «РЖД». Ясно, что технологическая координация на нынешнем этапе реформирования отрасли крайне необходима. А каковы дальнейшие перспективы?

– Помимо вопросов технологической координации мы вольно или невольно будем работать на реализацию задач корпоративного управления.

Беседовал Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31