29 октября 2020 10:24

29 октября 2020 10:24

Когда зарубцуются трещины?

23 боковые рамы изломались на сети дорог в прошлом году. Произошло 18 сходов вагонов.<br />
<br />
Некачественное литьё до недавнего времени было причиной головной боли Российских железных дорог. 12 января 2013 года оно стало причиной смерти двух ни в чём не повинных людей.<br />

23 боковые рамы изломались на сети дорог в прошлом году. Произошло 18 сходов вагонов.

Некачественное литьё до недавнего времени было причиной головной боли Российских железных дорог. 12 января 2013 года оно стало причиной смерти двух ни в чём не повинных людей.

Случаи изломов металлических изделий были, есть и неизбежно будут – сопромат никто не отменял и никогда не отменит. Но это в том случае, когда происходят естественные процессы старения, эксплуатационные нагрузки и прочее. Но когда речь идёт об элементарном браке, заложенном изначально в процессе изготовления, к сопромату это никакого отношения не имеет – раньше это называлось технической диверсией. Но не может же она тянуться бесконечно и превратиться в конце концов едва ли не в затянувшуюся «войну». С 2006 по 2013 год на сети дорог произошло 90 случаев изломов новых боковых рам с гарантийным сроком эксплуатации до 5 лет (!). Можно привести и частичную статистику.

2006 год – 4 штуки изготовления ОАО «НПК Уралвагонзавод», 3 – ОАО «Мариупольский ЗТМ». В 2007 году 19 штук обеспечило одно только ОАО «НПК Уралвагонзавод». 2008 год – 7 штук за ООО «Промтрактор-Промлит» и 6 – за ЧАО «АзовЭлектроСталь». В 2009 году, как и в 2010-м и в 2011-м, опять в числе «лидеров» – ЧАО «АзовЭлектроСталь»: 6, 8 и 4 случая соответственно. Недалеко ушли ОАО «Алтайвагон» и ПАО «Кременчугский сталелитейный завод»: в 2010 году – 7 и 4 случая брака соответственно.

По словам и.о. заместителя начальника Иркутского филиала ОАО «Вагоноремонтная компания – 3» (ВРК-3) по производству Константина Завзина, в каждой партии поступающих от заводов-изготовителей литых деталей вагонов (боковых рам, надрессорных балок и пр.) можно смело отбраковывать до одного процента изделий.

Но это хорошо, когда выявить халтуру можно на начальной стадии, а чего можно ожидать, когда она пойдёт в эксплуатацию?

– За 2012 год по службе вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры было отцеплено 2382 вагона по подозрению на трещины в элементах боковых рам тележек грузовых вагонов, – говорит начальник тормозоиспытательного вагона службы Михаил Федосеев. – В 880 случаях боковые рамы были отцеплены, из них 241 была забракована по наличию трещин, развившихся в процессе эксплуатации, а 639 – по литейным дефектам, заложенным при изготовлении детали на заводе-изготовителе...

При рассмотрении данного вопроса со стороны выявления боковых рам с дефектами в зоне R-55, наиболее уязвимой в плане изломов, необходимо отметить, что за 2012 год осмотрщиками вагонов было отцеплено 258 потенциально опасных боковых рам, причём 192 были забракованы по наличию заводских литейных дефектов и только 66 «боковин» – из-за эксплуатационных трещин.

Возникает вопрос: до каких пор будет продолжаться эта порочная практика, в которой и главными героями (по числу выявляемых дефектов), и главными «стрелочниками» (когда невыявленный дефект становится причиной аварии) будут оставаться осмотрщики вагонов на ПТО?

– У каждой рамы и каждой балки, вышедшей с завода-изготовителя, имеютя не только номера и условные клейма, по которым можно установить предприятие, но и номер плавки, который подскажет даже смену, выпустившую изделие, – прокомментировал дорожный инспектор по приёмке вагонов службы вагонного хозяйства ВС ДИ Максим Степанов. – Но это дело, наверное, других ведомств...

– По факту крушения, произошедшего 12 января 2013 года на перегоне Слюдянка – Утулик, Иркутским следственным отделом Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по ст. 263 ч. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», – говорит Иркутский транспортный прокурор Лев Чикичёв. – За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет. Ход расследования уголовного дела находится на контроле.

Что же касается прокурорского вмешательства в деятельность бракоделов, то тут оптимизма, можно сказать, немного.

– Уголовным законом предусмотрена также ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ), – продолжает Лев Чикичёв. – Прокуратура уполномочена проводить проверки на предприятиях-производителях железнодорожных деталей, а также на предприятиях, осуществляющих ремонт вагонов. В случае если в ходе проверок будет установлена вина работников данных предприятий, прокуратура вправе поставить перед следственными органами вопрос об уголовном преследовании лиц, в действиях которых усматриваются признаки вышеуказанного преступления.

Не хотелось бы возвращаться в мрачные времена доносительства, но прошу ещё раз вернуться к началу материала: частичные адреса там указаны...

Владимир Палагутин. Фото: итар-тасс
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31