31 октября 2020 14:12

31 октября 2020 14:12

Свет приносят людям

Четыре десятилетия назад под редакцией начальника дороги Георгия Тетерского в Иркутске вышла книга под названием «Восточно-Сибирская электрическая». Третье слово ключевое.<br />
<br />
50–70-е годы – поистине революционное время в жизни ВСЖД. На смену паровозам и тепловозам приходила электровозная тяга, возводилась контактная сеть, оборудовались тяговые подстанции. В 1955 году появился первый на магистрали Иркутский энергоучасток. Весьма показательно, что за всю свою историю энергетическое хозяйство Восточно-Сибирской возглавляли не так много руководителей – Виктор Тарасенко, Натан Фукс, Владимир Драница. Накануне Дня энергетика наш корреспондент встретился с нынешним начальником службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Эдуардом Шорниковым.<br />

Четыре десятилетия назад под редакцией начальника дороги Георгия Тетерского в Иркутске вышла книга под названием «Восточно-Сибирская электрическая». Третье слово ключевое.

50–70-е годы – поистине революционное время в жизни ВСЖД. На смену паровозам и тепловозам приходила электровозная тяга, возводилась контактная сеть, оборудовались тяговые подстанции. В 1955 году появился первый на магистрали Иркутский энергоучасток. Весьма показательно, что за всю свою историю энергетическое хозяйство Восточно-Сибирской возглавляли не так много руководителей – Виктор Тарасенко, Натан Фукс, Владимир Драница. Накануне Дня энергетика наш корреспондент встретился с нынешним начальником службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Эдуардом Шорниковым.

– Эдуард Николаевич, каждого вашего предшественника (за исключением разве что Виктора Тимофеевича Тарасенко) мне довелось видеть в деле во время комиссионных осмотров, селекторных, техсоветов, встреч в трудовых коллективах... А как, допустим, вам довелось познакомиться с патриархом восточно-сибирских энергетиков Натаном Лейбовичем Фуксом?

– Хорошо, что нашу беседу мы начинаем не с отчётных цифр о проделанной работе (хотя с прагматической точки зрения и это важно), а с разговора о тех, кто предопределил становление и последующее развитие нашего хозяйства.

Для нас, восточно-сибирских энергетиков, да, я думаю, и для многих ветеранов магистрали, Натан Лейбович – без всякого преувеличения человек-эпоха. Впервые мне довелось видеть и слышать Фукса в 1994 году, во время защиты своего диплома в ИрГУПСе. Он долгое время возглавлял ГЭК нашего университета.

– И как прошла защита?

– Как говорят в таких случаях, в штатном режиме. Мне показалось, что разработанная мною тема председателю ГЭК понравилась. Во всяком случае, получил оценку «отлично», а после и красный диплом.

– А в дальнейшем пересекались ваши пути?

– У нас с Натаном Лейбовичем колоссальная разница в возрасте – 57 лет. И потому после моей службы в армии и начала трудовой деятельности в Нижнеудинской дистанции электроснабжения мы встречались лишь дважды – во время включения подстанции в Нижнеудинском вагоноремонтном заводе и – последний раз – когда Фукс проверял работу вверенного мне ремонтно-ревизионного участка ЭЧ-2.

– Кого вы считаете своими учителями на профессиональном поприще?

– При выборе моего жизненного пути, конечно же, решающую роль сыграл пример отца, Николая Сергеевича Шорникова. Папа начинал трудиться в Нижнеудинской ЭЧ электромонтёром и постепенно вырос до старшего электромеханика сетевого района.

Искреннее чувство благодарности я испытываю к Борису Макаровичу Савоськину. Будучи главным инженером нашей службы, он трепетно, а в каких-то случаях и требовательно пестовал нас, молодых инженеров-энергетиков. Такие же чувства признательности у меня сохранились и к бывшему первому заместителю начальника службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской дороги Якову Аркадьевичу Желябину.

Заметный след в моей судьбе оставил начальник Коршуниха-Ангарской дистанции элетроснабжения Николай Афанасьевич Глухов. При нём шла электрификация участка Хребтовая – Усть-Илимск.

В конце 90-х – начале 2000-х мне довелось, будучи главным инженером Коршуновской ЭЧ, руководить реконструкцией тяговой подстанции Тубинская, возведением тяговой подстанции Рудногорск. В общем, живое, интересное было время...

– Если я не прав, то поправьте. По своей сути профессия энергетика – подвижническая. Её представители несут свет и тепло людям, а применительно к железнодороржному транспорту – ещё и тяговое элктроснабжение. Значит ли это, что энергетики по своей сути больше прагматики, нежели романтики?

– Отвечу на ваш вопрос так. В любом деле есть романтическая и прозаическая составляющие. Без этого жизнь была бы просто пресной и неинтересной. К примеру, Натан Лейбович Фукс являлся автором более 70 научных трудов. Ещё в молодости он защитил кандидатскую, а в зрелости – докторскую диссертации.Или возьмём не менее незаурядного энергетика ВСЖД Виталия Сергеевича Нарожного. Он окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1961 году, а через 20 лет – искусствоведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. До ухода на пенсию Виталий Сергеевич долгое время трудился начальником отдела ремонта и эксплуатации службы электрификации и электроснабжения.

Поклонники Мельпомены знают Виталия Нарожного как страстного знающего театроведа и критика. Он много пишет о театре: из-под его пера вышло более 150 публикаций в региональных газетах. Его исследования об истории и становлении Иркутского театра юного зрителя и Иркутского театрального училища изданы отдельными книгами.

– Чем запомнился для вас уходящий год?

– В июле 2012 года мы отметили полувековой юбилей дорожной электротехнической лаборатории. Что отличало и отличает работу специалистов этого подразделения? Пожалуй, поразительная мобильность. Уж кого-кого, а работников ДЭЛ кабинетными никак не назовёшь. Специфика их дела – командировки с целью диагностики технических средств, консультирование коллег на линии по вопросам эксплуатации нового оборудования. Без всякого преувеличения скажу, что за свои 50 лет дорожная электротехническая лаборатория внесла громадный вклад в развитие нашего хозяйства в целом и каждой дистанции электроснабжения в отдельности.

Школу ДЭЛ прошли многие видные специалисты. Среди них заслуженные изобретатели России Николай Дмитриевич Зиновьев, Евгений Григорьевич Иофин. Николай Иванович Молин работал в ДЭЛ со дня основания, через несколько лет стал и долго оставался её руководителем, в этом качестве защитил кандидатскую диссертацию.

Когда в 1975 году был основан ИрИИТ, он перешёл туда, многие годы заведовал кафедрой электроснабжения. Николай Дмитриевич преподаёт в ИрГУПСе и сегодня.

Сейчас в должности заведующего кафедрой электроснабжения трудится доктор наук Валерий Бардушко. Валерий Данилович тоже в своё время работал инженером ДЭЛ.

– Расскажите о предварительных производственных итогах 2012 года.

– За январь – ноябрь энергетиками Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры переработано 5,3 млрд кВч, что на 140 млн кВч больше аналогичного периода прошлого года.

В уходящем году нами выполнена комплексная программа проверки состояния и ремонта контактной сети на 101,2% (годовой план 3062 км, а фактически – 3098 км). Реализовано на 112% годовое задание по установке новых опор контактной сети (297 штук против 267).

В свой актив мы можем также занести выполнение годовых программ по замене высоковольтных изоляторов с низкой эксплуатационной надёжностью и модернизации воздушных стрелок с установкой одновременного подъёма проводов.

По программе «Обновление оборудования и устройств хозяйства электроснабжения» 2012 года произведена реконструкция контактной сети на участках Большой Луг – Подкаменная, Жаргон – Забитуй общей протяжённостью 27 км на сумму 360,8 млн руб.

Осуществлена реконструкция тяговых подстанций станций Слюдянка и Новочунка, что позволяет снизить интервалы для пропуска тяжеловесных поездов с 25 до 15 минут на участке Невельская – Новочунка.

В 2012 году по разделу капитального ремонта подрядным способом произведено оздоровление трансформаторов на тяговых подстанциях на станциях Зима, Заиграево, Огнёвка, Тубинская и Ангоя на сумму 32 млн руб.

Нам удалось выполнить капитальный ремонт зданий на станции Тайшет, районов контактной сети станций Ук, Иркутск-Пассажирский, Байкальск, Горхон, цеха дорожных электромеханических мастерских на общую сумму 36,5 млн руб.

Отремонтировано 17 единиц моторельсового транспорта. Смонтировано 30 комплектов современной цифровой защиты фидеров контактной сети.

В 2012 году проведена замена 370 обычных прожекторов на светодиодные светильники на станциях Лена, Багульная, Тайшет. По инвестиционной программе установлено 15 высокомачтовых установок на крупных узловых станциях.

– Понятно. А какие задачи не удалось в полной мере решить?

– Есть вопросы по охране труда (рост случаев производственного травматизма по отношению к 2011 году). Нам не удалось выполнить задание правления ОАО «РЖД» по снижению отказов техничесих средств к уровню 2011 года.

– То есть, как я вас понял, были и свои плюсы, и свои минусы. У кого плюсов в уходящем году было поболе?

– В первую очередь я бы выделил коллектив Таксимовской дистанции электроснабжения. По итогам работы в первом квартале 2012 года северяне заняли третье место в сетевом соревновании.

Последние шесть лет Таксимовскую ЭЧ возглавляет Сергей Дмитриевич Попов. После окончания в 1985 году Улан-Удэнского железнодорожного техникума он начинал свою трудовую деятельность электромонтёром контактной сети в Коршуниха-Ангарской ЭЧ. С 1990 года Сергей Дмитриевич связал свою жизнь с БАМом. Последовательно прошёл все ступени профессионального роста в Таксимовской дистанции элетроснабжения: электромеханик, начальник района контатной сети станции Кюхельбекерская. После завершения в 2003 году обучения на заочном отделении ИрГУПСа был выдвинут на должность заместителя начальника Таксимовской ЭЧ по контактной сети. Такие специалисты, как Сергей Попов, – золотой фонд нашего хозяйства. Сергей Дмитриевич отмечен знаком «Почётный железнодорожник», награждён именными часами начальника дороги.

Необходимо отметить стабильную работу коллективов районов контактной сети станций Чуна (начальник Константин Николаевич Гурьянов), Семигорск (Илья Тарасович Капитов), Бирюсинск (Михаил Анатольевич Бурков). Среди подразделений тяговых подстанций я бы выделил коллективы станций Тайшет-Восток (начальник Александр Александрович Кляус), Головинская (Владимир Михайлович Карелин), Переёмная (Альбина Алексеевна Лопатко).

– Эдуард Николаевич, работа наших энергетиков в первую очередь направлена на обеспечение перевозочного процесса. А какова задача вашей деятельности на региональном уровне?

– ВСЖД расположена в границах трёх энергетических систем – ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Бурятэнерго» и ОАО «Читаэнерго». Эксплуатационая длина контактной сети превышает 3 тыс. километров. Принципиально важно, что помимо технологических мы выполняем социально значимую задачу по обеспечению электроэнергией многих городов и посёлков Прибайкалья.

– Что бы вы сказали своим коллегам в преддверии Дня энергетика?

– От всей души поздравляю с нашим профессинальным праздником, желаю здоровья, семейного благополучия и успехов в работе.

Особые слова признательности и уважения шлю нашим заслуженным ветеранам.

С праздником, друзья!

Борис Ступин. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31