31 октября 2020 10:30

31 октября 2020 10:30

Такое «око» бдит строго

Для новой системы диагностики и тысячи вёрст не расстояние.<br />
<br />
Без малого год на ВСЖД работает с высокой эффективностью система технической диагностики и мониторинга средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Она выстроена на основе аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля (АПК-ДК), позволяет выявлять скрытые отказы и предотказные состояния устройств СЦБ, энергоснабжения и путевого хозяйства.<br />

Для новой системы диагностики и тысячи вёрст не расстояние.

Без малого год на ВСЖД работает с высокой эффективностью система технической диагностики и мониторинга средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Она выстроена на основе аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля (АПК-ДК), позволяет выявлять скрытые отказы и предотказные состояния устройств СЦБ, энергоснабжения и путевого хозяйства.

– Все данные о работе технических устройств к нам поступают в режиме реального времени и воспроизводятся на мониторах коллективного табло промышленных компьютеров, – посвящает меня в тонкости этого процесса технолог Иркутского центра устройств автоматики и телемеханики Алексей Казаков. – Шесть объёмных мониторов для общего пользования помогают нам выявлять кратковременные неисправности и предотказные состояния на конкретной станции. Система АПК-ДК контролирует 135 укрупнённых объектов на 67 станциях и 68 перегонах.

С Алексеем мы находимся в Центре технической диагностики и мониторинга службы автоматики и телемеханики. Набравшись терпения, он рассказывает о технологическом процессе, позволяющем контролировать 23 параметра работы устройств СЦБ, пути и энергоснабжения на участке Трансибирской магистрали Юрты – Батарейная протяжённостью 688 км, девяти станций северного хода и восьми – Улан-Удэнского региона.

Основная задача центра – обеспечение контроля состояния объектов хозяйства автоматики и телемеханики с целью выявления их отклонений от нормального состояния и определения степени их соответствия требованиям перевозочного процесса и безопасности движения поездов, а также организация оперативного устранения выявленных предотказных состояний на стадии их зарождения. АПК-ДК позволяет также осуществлять и контроль восстановления нормального фукционирования устройств СЦБ.

Спектр возможностей практически безграничен. Он отслеживает порядок очерёдности занятия и освобождения участков пути, погрешности в работе стрелочных переводов, контролирует перегорание предохранителей, нитей ламп запрещающих и разрешающих огней, неисправность устройств электропитания, регистрирует короткое замыкание изолирующего стыка, неисправность кабеля РЦ, светофоров, стрелок, переездов... Он способен определять состояние устройств контроля схода подвижного состава, диагностировать микропроцессорную централизацию (МПЦ), даёт возможность проанализировать диагностические ситуации и сделать заключение о степени категорийности инцидента.

– Сегодня у нас спокойный день, – подключаются к беседе инженеры центра Татьяна Пьянова и Павел Карсюк, отслеживающие возникновение предотказных состояний и скрытых отказов. Вчера тоже было затишье. Но так бывает не всегда. Иногда выявляется за смену по нескольку инцидентов. За 11 месяцев этого года с помощью аппаратно-программного комплекса выявлено 1770 неисправностей устройств СЦБ, пути, энергоснабжения и средств ТДМ, из которых 956 подтверждено и устранено элетромеханиками дистанций.

Выстроенная система оповещения с помощью средств связи позволяет в оперативном порядке прибывать специалистам СЦБ к месту возникновения отказов, анализировать ситуацию на предмет ложного срабатывания и, в случаях подтверждения нарушения нормальной работы, оперативно устранять их.

Александр Иванов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31