31 октября 2020 09:56

31 октября 2020 09:56

Не промахнулся

Бывший снайпер не жалеет, что навсегда связал свою жизнь с железной дорогой.<br />
<br />
На станции Мысовая живёт человек с очень интересной судьбой. Все его здесь знают. И в нашем краеведческом музее хранятся о нём материалы.<br />

Бывший снайпер не жалеет, что навсегда связал свою жизнь с железной дорогой.

На станции Мысовая живёт человек с очень интересной судьбой. Все его здесь знают. И в нашем краеведческом музее хранятся о нём материалы.

Зовут его Николай Акимович Колесников. Его отец в Первую мировую войну был удостоен за храбрость двух Георгиевских крестов. Во время революции Колесниковы переехали в Сибирь. К началу Великой Отечественной войны их младший сын Николай только окончил семилетку, на фронт его не взяли «по малолетству». И он поступил в железнодорожный техникум, но проучился всего один семестр. В мае 42-го его призвали на военную службу и отправили в школу снайперов.

– Потом мы охраняли небо Москвы в районе Домодедова, – вспоминает ветеран. – А осенью 1943 года наш полк перебросили на Ленинградский фронт. Бои были настолько жаркими, что он потерял больше половины личного состава всего за несколько месяцев. Всех, кто выжил, распределили по другим воинским подразделениям. Так я оказался в 524-м зенитно-артиллерийском полку, стал командиром 37-миллиметрового орудия.

Артиллерия защищала важнейшие объекты и исторические места города на Неве. Но больше всего ему запомнилась охрана неба над аэродромом, откуда «ночные ведьмы» уходили в бой. Ему посчастливилось видеться и беседовать со знаменитой лётчицей Валентиной Гризодубовой.

Но не только лётчицы били фашистов. Его расчёт тоже отличился – подбил немецкий «Юнкерс-88». Николай Колесников получил тогда медаль «За боевые заслуги». Помнит он и праздничный салют в честь снятия вражеской блокады 27 января 1944 года.

Ему предлагали остаться в Ленинграде на оружейном заводе. Он отказался – хотел со своим полком дойти до Берлина! Но дошёл только до Нарвы. В апреле 1945-го был получен приказ о передислокации 524-го артиллерийского полка на Восток, на войну с Японией.

В воздухе пахло уже весной и долгожданной победой. Под стук колёс военного эшелона ему думалось о доме. И надо же: 8 мая 1945 года поезд остановился в Слюдянке, а оттуда всего несколько часов ходу до родной Мысовой!

– Я во время остановки позвонил в Мысовую, чтобы сообщить родителям, что буду проездом, – рассказывает Николай Акимович. – Как-то меня надоумило обратиться к командиру и попросить разрешить свидеться с родными.

Он получил краткий отпуск. Ему дали двух бойцов в сопровождение с условием, что через трое суток группа нагонит свой полк на перекладных.

– Приезжаем в Мысовую, а там всеобщее ликование: Победа! А тут мы заявляемся в военной форме – прямо с передовой. Это было для нас всех как неожиданный подарок. В железнодорожном клубе народу полный зал – и все нас обнимают и целуют! В клубе расставили столы, принесли деревенской снеди...

Вот так он и встретил Победу в родном краю.

Через трое суток бойцы нагнали свой эшелон за Читой и вместе с ним прибыли в район дислокации Амурской флотилии. А там вскоре и Япония капитулировала. Война кончилась.

Правда, демобилизовали Николая только в мае 1948 года. И бывший снайпер-артиллерист решил связать свою жизнь с железной дорогой: вместе с тремя друзьями поступил в Иркутскую трёхгодичную школу машинистов паровозов. И успешно её окончил. А потом поспешил на родную Мысовую – там ждала молодого парня невеста Агафья. Женился, построил дом, родилась дочка Люба…

– В 50-е годы у нас в депо появились мощные паровозы серии Л, которые звали «Лебедянкой», – рассказывает Николай Акимович. – На них-то мне и пришлось поработать. А начинал я с экипировки паровозов, ездил на «компашке», был знаком и с американской техникой, поступившей в нашу страну по ленд-лизу. Мы обслуживали участок железной дороги от Слюдянки до Улан-Удэ. В Восточной Сибири было немало новостроек, поэтому и грузов было много.

Техника на магистрали обновлялась, паровозная тяга уходила в прошлое, и в 1972 году, проучившись девять месяцев в Иркутске, Николай получил право управлять тепловозом. На этой машине и проработал до самой пенсии.

Машинист-фронтовик всегда был человеком с активной жизненной позицией, поэтому постоянно занимался общественной работой. Его не раз избирали членом партийного бюро депо и редактором стенгазеты. В коллективе ещё помнят, каким он был честным и бескомпромиссным членом комитета народного контроля. Теперь всё это многими воспринимается как далёкое прошлое. Но главное – ведь и тогда были люди, которые жили по совести сами и заставляли это делать других.

Николай Акимович не молод. Ему уже под 90 лет. Но он не стареет душой. Встречи со школьниками, мероприятия городского и районного масштаба всегда проходят с его участием. Удивительно, но в его солидном возрасте ему и сегодня до всего есть дело – и до государственных, и до городских проблем. Вот с кого надо брать пример молодёжи!

Марина Мелешевич. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31