27 января 2021 05:54

27 января 2021 05:54

Три ступени к безопасности

На полигоне ВСЖД нынешней осенью введена система управления охраной труда.<br />
<br />
На финише года принято подводить итоги. Какими новациями он отмечен для дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности? Об этом и многом другом рассказывает её руководитель Виталий Чесноков.<br />

На полигоне ВСЖД нынешней осенью введена система управления охраной труда.

На финише года принято подводить итоги. Какими новациями он отмечен для дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности? Об этом и многом другом рассказывает её руководитель Виталий Чесноков.

– Виталий Валерьевич, в условиях, когда другие бывшие дорожные службы ушли в вертикаль, вам сложнее или проще стало работать?

– Однозначно ответить невозможно: в чём-то стало легче, а в чём-то и сложнее.

В середине нынешнего года утверждён стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраны труда. Организация контроля и порядок его проведения». Руководство компании ввело так называемый трёхступенчатый контроль. Отныне на первом этапе отвечает за организацию и проведение контроля непосредственный руководитель работ (бригадир, мастер, заведующий складом, начальник лаборатории и другие). На втором – руководитель производственного подразделения (начальник цеха, участка, старший мастер и другие). На третьем – руководитель структурного подразделения.

Контроль первой ступени проводится ежедневно, второй – не реже одного раза в месяц, третьей – не реже одного раза в три месяца. Причём последний проводит комиссия, состав которой определяет руководитель.

Результаты рассмотрения итогов третьей ступени оформляются протоколом, в котором указываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроки их устранения и лица, ответственные за их выполнение.

– И что, эта новация заработала на полигоне дороги?

– Судите сами. В ноябре проведена целевая проверка состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности вагонного хозяйства и его структурных подразделений. Широкомасштабным контролем установлено, что руководителями службы некачественно осуществляется контроль за выполнением руководством эксплуатационных вагонных депо мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая со старшим осмотрщиком ВЧДЭ Иркутск-сортировочный Н.П. Гуровым.

К примеру, руководителями ВЧДЭ Тайшет не проводятся ежемесячно проверки соблюдения работниками требований охраны труда при нахождении на путях с проездом в маневровом локомотиве. Работа системы информации «Человек на пути» не рассматривается. Качество связи между операторами чётного парка прибытия станции Тайшет с осмотрщиками вагонов, работающих здесь, неудовлетворительное. Имеющимися радиостанциями не обеспечивается нормальная связь, происходят перебои с чётным приёмоотправочным парком.

Установлено, что в проекте программы вагонников-эксплуатационников по обеспечению промышленной безопасности на 2013 год не запланированы затраты на обучение обслуживающего персонала компрессорных установок, сосудов, работающих под давлением, наладчиков приборов безопасности. Опасный производствнный объект – промывочно-пропарочная станция на Южной – оказался не зарегистрирован в государственном реестре, мероприятия, разработанные проектом консервации, не приняты к исполнению.

Я говорю только о части той внушительной работы, которая была проведена в эксплуатационном вагонном комплексе. Маштабной проверкой были охвачены все основные пункты технического осмотра и, конечно же, все вагонные депо на полигоне дороги. Её результатом стало предложение начальнику Восточно-Сибирской дирекции инфрастуктуры Александру Скачкову рассмотреть акт целевой проверки, дать принципиальную оценку руководителям службы вагонного хозяйства, эксплуатационных вагонных депо в проводимой ими профлактической работе по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

Руководителю дирекции предложено также разработать организационно-технические мероприятия по устранению выявленных замечаний.

Акт целевой проверки подписан главным инженером дороги Александром Мещеряковым. И уже на днях мероприятия будут предоставлены в нашу службу.

– Вы хотите сказать, Виталий Валерьевич, что эта работа началась, так сказать, с места в карьер?

– А в нашем деле промедление, образно говоря, смерти подобно. Наряду с комплексной проверкой вагонников мы работали и с локомотивщиками. В Восточно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава в ноябре прошла целевая проверка состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. И там организация профилактической работы оставляет желать лучшего. Мало того, оказались необученными и не аттестованными по промышленной безопасности сам начальник дирекции Владимир Цыбульский, заместитель начальника по производству Михаил Дудников, начальник технического отдела Роман Белоусов, начальник отдела Михаил Асташёв.

Если не всё в порядке с обучением и аттестацией первых руководителей дирекции, то что можно было ожидать на линии? Например, в Иркутском ремонтном депо оказались не оборудованы краны приборами безопасности. Практически во всех структурных подразделениях ремонтного комплекса работники, обслуживающие приборы безопасности грузоподъёмных механизмов, оказались не обучены установленным порядком. В Нижнеудинском ТЧР мы были вынуждены запретить эксплуатацию компрессора из-за его неудовлетворительного состояния (течь масла).

Дальше – больше. Оказалось, что при работе компрессоров используются марки масел, не соответствующие паспортным данным. Такой технический огрех выявлен в Иркутском и Нижнеудинском ТЧР, на производственном участке станции Северобайкальск Братского ТЧР.

При проверке обеспечения ремонтников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты оказалось, что поставки рабочей одежды в структурные подразделения дирекции обеспечены на 83% от годовой заявки, не поступили в полном объёме комплекты термобелья.

Естественно, пристальное внимание проверяющие обратили на состояние дел с охраной труда, промышленной и противопожарной безопасностью непосредственно на ремонтных площадках. И тут проблем оказалось немало. К примеру, в старом административном здании производственного участка по ремонту локомотивов на станции Тайшет не один год течёт крыша, с потолка обваливается штукатурка и облицовка из ДВП. Здесь не выполнены мероприятия по приведению электропроводки к требованиям электробезопасности.

На производственном участке по ремонту локомотивов станции Северобайкальск издан приказ от 26 сентября 2012 года «Об обеспечении качественными инструментами». При этом их перечень, подлежащий ежемесячному контролю исправности и наличия, не определён. В текущем году было заявлено 970 ключей различного наименования, 240 напильников, а получено всего шесть плоскогубцев, 103 ключа, 60 комплектов локомотивного инструмента. Вот и на первый квартал будущего года ремонтники вновь заказывают 240 ключей различного наименования.

В ТЧР Улан-Удэ выявлен так называемый размытый контроль за устранением выявленных замечаний при проведении проверок, отчёты от руководителей цехов отсутствуют. Как результат – не привлекаются к дисциплинарной ответственности работники, допустившие нарушения по охране труда.

– Из ваших слов видно, что работа у инженеров по охране труда и промышленной безопасности на полигоне дороги сегодня кипит.

– Собственно, чтобы реально оценить наше место в целом по компании, отмечу, что в рейтинге мы находимся сегодня на шестом-седьмом месте. У нас в прошлом году много проблем было по хозяйствам ремонта пути и тягового подвижного состава. Здесь допустили свыше трёхсот случаев серьёзных нарушений.

Нынче нас подвела (два случая смертельного травматизма) Дирекция управления движением. Хочу отметить, что её работники, составители поездов, погибли на подъездных путях, где в принципе не должно быть никакой спешки и торопливости. Соблюдай только соответствующие нормативы и регламенты.

В прошлом году по этому хозяйству был один несчастный случай по станции Коршуниха-Ангарская. Пострадал составитель поездов – пытался вытащить башмак. В итоге остался без руки. У нас ведь не война – зачем рисковать собственной жизнью и здоровьем?..

– Ваши коллеги при общении акцентируют внимание на том, что у них всегда на уме плановая работа. Какой результат она приносит?

– Ну, о вводе в действие стандарта ОАО «РЖД» мы достаточно подробно поговорили. Хороший документ, но в нём закреплена работа служб охраны труда на уровне компании.

Мы же у себя оставили деятельность по проверке регионов. Вот это и есть плановая работа с учётом специфики нашей магистрали. Если мы раз в пять лет будем проверять каждую дирекцию, то потеряем управляемость в вопросах охраны труда.

Нам ведь важны не только проверки, но и то, как работают механизмы управления безопасными приёмами труда на каждом линейном предприятии. И то, что мы по собственной инициативе оставили за собой, сохранили и на других дорогах. Неразумно было отказываться и от старой доброй системы проверок. Она ведь придумана не только для того, чтобы нерадивых наказывать, но и для составления выверенных планов, которые в первую очередь подразумевают профилактику. Это и санитарно-бытовое обеспечение, и проведение аттестации рабочих мест, и планирование снабжения работников спецодеждой и спецобувью, и многое другое.

Мы обречены на то, чтобы постоянно знать и видеть, чем человек на каждом рабочем месте живёт и дышит.

– Наверное, добрую службу вам оказывают в этом многотрудном деле и общественники, уполномоченные по охране труда?

– Конечно, их вклад есть. Уполномоченные работают почти в каждом низовом коллективе, и если это ответственный человек, то постоянно информируют и руководство, и профактив о тех нарушениях, которые имеются на производстве.

Вопросов нет, статус уполномоченного по охране труда надо поднять ещё выше. Задача службы охраны труда в том и состоит, чтобы общественники не чувствовали себя в коллективах белыми воронами, видели постоянную поддержку и со стороны инженеров по охране труда, и от администрации предприятия, и от профкома.

Трудовой коллектив, когда выбирает уполномоченного, уже оказывает ему доверие. Соответственно, члены коллектива должны себя вести уважительно по отношению к этому человеку, а администрация должна всё для этого делать. Уверен, что поощрение общественников должно выражаться прежде всего в денежном эквиваленте.

Хотя есть и нематериальные поощрения. Почему, например, некоторым их них – самым лучшим – администрация не может предложить сходить в отпуск только летом, коль сегодня дополнительные дни за общественную профсоюзную работу отменены законодательством? Уверен, даже такая бесхитростная на первый взгляд мера породит среди работников элемент конкуренции, появятся другие желающие поработать уполномоченными по охране труда на благо всего коллектива.

Или что мешает, положим, раз в два года давать путёвки в санаторий уполномоченным и членам их семей? Персонально, как награду за общественную нагрузку.

Беседовал Александр Филиппов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31