24 октября 2020 12:57

24 октября 2020 12:57

Манёвры под «ГАЛСом»

От чрезвычайных ситуаций – к чрезвычайным мерам.<br />
<br />
Горочная автоматическая локомотивная сигнализация (ГАЛС) с передачей информации для машиниста по рельсовым цепям – изобретение не сегодняшнего дня. Задуманная для повсеместного внедрения на всех локомотивах, работающих на сортировочных горках, она тем не менее до недавнего времени воспринималась если не блажью, то неким элементом декора в кабине тепловоза – и не более того.<br />

От чрезвычайных ситуаций – к чрезвычайным мерам.

Горочная автоматическая локомотивная сигнализация (ГАЛС) с передачей информации для машиниста по рельсовым цепям – изобретение не сегодняшнего дня. Задуманная для повсеместного внедрения на всех локомотивах, работающих на сортировочных горках, она тем не менее до недавнего времени воспринималась если не блажью, то неким элементом декора в кабине тепловоза – и не более того.

Достаточно сказать, что даже на заводах-изготовителях, выпускающих горочные маневровые локомотивы серии ТЭМ18Д, до недавнего времени не предусматривалась установка дополнительного тумблера к комплексному локомотивному устройству безопасности (КЛУБ), позволяющему машинисту работать как при обычном маневрировании (принимать белый сигнал светофора), так и при работе на горке – с приёмом зелёных, жёлтых и красно-жёлтых сигналов горочных светофоров.

– И в этом случае даже наличие на горках напольных устройтв горочной автоматической централизации, передающей сигналы по рельсовым цепям, лишается всякого смысла, – поясняет дорожный ревизор по безопасности движения поездов в хозяйстве сигнализации и связи Василий Лазаренко.

Как водится, на «парадокс» обратили внимание, когда он сам заявил о себе во весь голос. 5 марта 2012 года на станции Люблино-Сортировочное Московской железной дороги произошло боковое столкновение осаживаемого с седьмого пути парка «Г» маневрового состава из 26 вагонов с надвигаемым на сортировочную горку вагонами вперёд маневровым составом из 49 вагонов. В результате столкновения с рельсов сошли три вагона.

Согласно проведённому расследованию было установлено, что, вопреки требованиям инструкции о порядке пользования устройствами электрической централизации, в 60% случаев надвиг на сортировочную горку производился в маневровом режиме, а не по показаниям горочного светофора. Тем самым исключались из работы исправные технические средства – горочная автоматическая локомотивная сигнализация и резко возрастала вероятность ошибки причастных работников при организации маневровой работы по надвигу составов на горку.

После случая в Люблине 14 марта под руководством бывшего вице-президента ОАО «РЖД» Александра Тишанина состоялось совещание, протоколом которого №АТ-22/пр обязывалось обратить самое пристальное внимание на эту проблему и уже в ближайшие сроки исправить положение с использованием бортовых и напольных ГАЛС.

Решение принято, но...

24 октября 2012 года на стрелочном переводе № 581 станции Тайшет ВСЖД при производстве маневровой работы допущено боковое столкновение маневрового состава из 91 вагона с другим маневровым составом из 36 вагонов. С рельсов сошли 3 цистерны и 3 полувагона.

В результате проверки выяснилось, что причиной всему стал человеческий фактор – разнобой в действиях дежурной по горке, составителя поездов и машиниста горочного локомотива, – а также... отсутствие на злополучном участке пути устройств горочной сигнализации, которые не предусмотрены были даже проектом.

– После этого случая ревизорским аппаратом дороги были проведены проверки и на других сортировочных горках, – говорит Василий Лазаренко. – Так, на станции Суховская при надвиге на горку с 41, 43, 45, 47 и 49-го путей при их освобождении загорается белый огонь локомотивного светофора. При этом около 200 метров дальнейшего следования с рабочего места машиниста не видны показания повторителя горочного и самого горочного светофоров.

Не обеспечивает безопасность движения и кодирование маршрутов надвига на нечётную горку станции Иркутск-Сортировочный. При надвиге составов с 11, 13, 15, 17 и 19-го путей нечётного парка прибытия вступление на кодируемый участок локомотива, находящегося в хвосте состава, происходит тогда, когда голова надвигающегося состава уже входит в зону роспуска с соседнего пути надвига...

– То есть работа, выполненная службой автоматики и телемеханики по протоколу АТ-22/пр, фактически свелась к проверке соответствия работы устройств проектной документации, – подвёл итог Василий Лазаренко. – Не было проверено их соответствие требованиям безопасности, а это значит, что от кампанейщины пора переходить к плановой и организованной работе.

Лучше позже, чем никогда

И всё же главной головной болью при организации горочного процесса остаётся создание устойчивого цикла «борт – поле», когда горочная сигнализация и адаптированные с ней КЛУБы работали бы в режиме тандема.

– Речь не идёт об оснащении локомотивов суперпродвинутыми системами ГАЛС Р с телеуправлением локомотивами и передачей информации по радиоканалу, – говорит ревизор по безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве Виталий Лебедев. – Достаточно дооснастить все тепловозы, работающие на горках, дополнительным тумблером к КЛУБу, и проблема будет снята. Однако работа, не превышающая по времени проведение технического обслуживания в объёме ТО-2, в локомотивных депо затягивается на недели и месяцы.

Чтобы не быть голословным, мой собеседник открывает отчёт о локомотивах, работающих на сортировочных горках, датируемый 27 ноября нынешнего года, и показывает на графу «Примечания». Согласно ей, из 85 машин, работающих «на горе», оборудованы тумблерами к КЛУБу порядка 70 локомотивов, ещё на 15 – серий ТЭМ18 Д, ТЭМ18 ДМ и Э5К – тумблеры надо ещё установить.

– На 7 ноября в ТЧЭ-5 Иркутск-сортировочный, обслуживающем одноимённую станцию и станцию Суховская, горочной автоматической локомотивной сигнализацией было оборудовано только восемь локомотивов, шесть из которых были задействованы на маневровых работах, не связанных с роспуском вагонов на горках, – отмечает Виталий Лебедев. – Хотелось бы верить, что на настоящее время все машины, «адаптированные» к горе, задействованы на роспуске.

Пытаемся разобраться с ситуацией с другого конца.

Заместитель начальника технического отдела Восточно-Сибирской дирекции тяги Максим Белков приводит свою статистику.

– Круглосуточная потребность в локомотивах на горках Иркутска-Сортировочного и Суховской – 11 машин, – говорит он. – Фактически на сегодня нами оборудованы добавочными тумблерами к КЛУБу 26 тепловозов. Даже с учётом износа бандажа колёсных пар на них и перевода части парка на обычную маневровую работу по станции, оставшихся тепловозов хватит, чтобы обеспечивать процесс сортировки.

Максим Белков не скрывает, что основные работы по дооборудованию горочных «маневрушек» действительно начались с началом ноября 2012 года. Зато на сегодняшний день Тайшет обеспечен ими на 100% – 36 машин. Так же, как и Суховская, – 5 из 5 потребных локомотивов.

– Что касается Иркутска-Сортировочного, то при потребности работы на горке в сутки 4 тепловозов и 2 электровозов фактически в распоряжении станции имеется 8 тепловозов и 3 электровоза. Всего с начала ноября в ТЧР-15 (Иркутское) дооборудовано 30 тепловозов. Таким образом потребность в подобных локомотивах удовлетворена полностью, – говорит собеседник.

Кстати, такой «рывок» в части переоснащения тепловозов специалисты объясняют и следующим образом. До недавнего времени на маневровые тепловозы серий ТЭМ18Д и ТЭМ18ДМ заводы-изготовители даже не планировали установку дополнительных тумблеров, а следовательно и самовольный их монтаж требовал согласия со стороны производителя, чего – пока действовали гарантийные сроки на эксплуатацию тепловозов – понятное дело, никто не давал. Но сейчас ситуация поменялась. Сроки вышли. Отсюда рывок.

По словам Виталия Лебедева, сегодня заводы-изготовители модернизацию бортовых систем безопасности закладывают уже на стадии выпуска тепловозов.

В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля слово «галс» трактуется как курс корабля против ветра. Железнодорожному «ГАЛСу» ветер тоже не в спину, но хотелось бы верить, что ситуация поменяется и манёвры на сортировочных горках не будут больше напоминать лихие бездумные гонки чайных клиперов времён «Катти Сарк» и компании.

Справка

По состоянию на 28 ноября в локомотивном парке маневровых тепловозов, работающих на сортировочных горках, закреплено 85 машин серий ТЭМ2, ТЭМ18Д, ТЭМ18ДМ и несколько электровозов.

Больше всего машин работает в Тайшете – 35 единиц. 9 локомотивов закреплено за станцией Суховская. В Иркутске-Сортировочном числится 19 единиц, но из них только 9 оборудованы дополнительным тумблером к КЛУБу, позволяющим принимать сигналы от напольных сигнальных устройств горочной сигнализации по рельсовым цепям.

Владимир Палагутин. Фото Владимир Кузьмищев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31