24 октября 2020 18:05

24 октября 2020 18:05

Школа на реке жизни

Чтобы зажечь божью искру в других, надо самому быть одержимым человеком.<br />
<br />
Школы всякие нужны, школы всякие важны. В том числе технические. Так вполне резонно считали и по сей день считают железнодорожники.<br />

Чтобы зажечь божью искру в других, надо самому быть одержимым человеком.

Школы всякие нужны, школы всякие важны. В том числе технические. Так вполне резонно считали и по сей день считают железнодорожники.

12 октября 1922 года на базе паровозного депо Иннокентьевская открылась школа фабрично-заводского ученичества. От этой даты берёт свой отсчёт 90-летняя биография системной подготовки кадров массовых железнодорожных профессий в Приангарье.

Сочтёмся славою

Удивительно, но пока на нашей дороге нет постоянной музейной экспозиции истории иркутской кузницы рабочих кадров. А ведь именно на станции Иннокентьевская (Иркутск-Сортировочный) в предвоенные годы минувшего века начинался професиональный путь нескольких поколений железнодорожников.Так, в 1928 году нашу школу ФЗУ окончил Пётр Григорьевич Муратов, ставший впоследствии начальником Главного управления паровозного хозяйства МПС СССР, а с 1959 по 1972 год работавший заместителем министра путей сообщения.

В 1934 году школа ФЗУ была переименована в дорожную техническую школу. В числе выпускников 1938 года был Пётр Иванович Панарин, который, работая дорожным мастером, стал Героем Социалистического Труда. В 1942 году школу окончил Алексей Аркадьевич Крупский. Он трудился машинистом паровоза 1-го класса, машинистом тепловоза 2-го класса, машинистом электровоза 1-го класса. Алексею Аркадьевичу трижды присуждалось звание «Лучший машинист сети железных дорог СССР».

Сердцу милая Ветлуга

Дети предвоенного поколения взрослели быстро. Вот и старожил Иркутской технической школы Алексей Евгеньевич Глушков «пошёл в люди» не по годам рано.

– Моё детство прошло в деревеньке Берёзовская Костромской области, – рассказывает 79-летний ветеран, – пошёл в первый класс в год, когда началась Великая Отечественная.

Считается, что личность во многом формируется в подростковом возрасте. Как-то в школьной библиотеке Лёше на глаза попался сборник избранных произведений Владимира Короленко. Особенно ему понравился расссказ «Река играет», где главным героем выступает не человек, а милая, весёлая, шаловливая красавица Ветлуга. «Какие удивительные слова нашёл классик про нашу речку, – подумал он тогда, – вот бы и мне так же образно научиться говорить об окружающем мире и о его людях...»

После семилетки началась взрослая жизнь: учёба в Кологривском педагогическом училище, затем – военно-железнодорожное училище в Ярославле.

Иркутск – середина земли

– Лейтенант Глушков, вы назначаетесь командиром взвода отдельного железнодорожного полка, дислоцированного в Иркутске, – этот вердикт Алексей услышал в Чите, в штабе Забайкальского военного округа.

Шёл 1955 год. Тогдашний руководитель страны Никита Сергеевич Хрущёв проводил масштабное сокращение численности Вооружённых Сил.

– Вот я и попал под это самое сокращение, – вспоминает Алексей Евгеньевич, – так что в желдорвойсках послужил всего около года.

Надо было находить своё место на гражданке. Офицера запаса пригласили работать преподавателем в Иркутский техникум транспортного строительства. А что, решил он тогда, дело стоящее. Так Алексей Глушков стал вести курсы «Путевые машины», «Правила технической эксплуатации», «Охраны труда и техники безопасности». Дабы соответствовать требованиям времени, заочно учился в ОМИИТе.

Наш тепловоз вперёд летит

– Поздравляю с защитой диплома инженера-тепловозника. Что-то засиделся ты, Алексей Евгеньевич, на преподавательской должности. Предлагаю возглавить наше заочное отделение, – решил директор техникума Георгий Игнатьев.

В конце 50-х – начале 60-х Иркутский техникум транспортного строительства располагался в районе телевещательной вышки.

– По соседству с нашим сузом находилось здание курсов повышения квалификации дорожных мастеров ВСЖД, – делает экскурс в прошлое Глушков. – Руководство курсов и сагитировало меня вести курс «Путевые машины». При этом я оставался заведующим отделением.

Директор техникума смотрел на это совместительство отстранённо-нейтрально: дескать, почему бы не помочь соседям? Со временем техникум перебрался на своё нынешнее место, в Студгородок. Как преподаватель Алексей Глушков явно пришёлся по душе железнодорожникам.

– В 1976 году заместитель начальника дороги по кадрам Иван Николаевич Ильин сделал на меня запрос, – продолжает собеседник. – Директор техникума – ни в какую. Пришлось вмешаться Свердловскму райкому партии. И лишь после этого Игнатьев отпустил меня. Так на следующие 27 лет судьба свела меня с Иркутской технической школой.

Эволюция педагогического труда

Глушков никогда не был сторонником резких организационных новаций, резонно считая, что в преподавательском деле просто абсурдно что есть мочи махать шашкой. Его боевым крещением в техшколе стал выпуск первой группы машинистов тепловозов. Вскоре Алексея Евгеньевича утверждают завучем. Пришлось вникать в глубину всего учебного процесса.

– Меня несколько удивило, что в техшколе практиковалась система обучения, при которой один (!) преподаватель вёл от начала и до конца весь курс. Будь ты хоть каким «полиглотом», но согласитесь, вести занятия по семи предметам по меньшей мере нерационально, – рассуждал Глушков.

По его инициативе собрался педагогический совет. На нём Алексей Евгеньевич аргументированно обосновал необходимость преподавательской специализации. Часть наставников опасалась сокращения учебных часов, а следовательно – снижения заработной платы. Завуч развеял эти опасения. Преподавательский корпус стал работать по-новому, более рационально, чем прежде.

Долгожданное новоселье

В 1978 году Глушков стал начальником Иркутской технической школы. К тому времени более чем остро преподаватели и курсанты стали испытывать дефицит учебных площадей. Два здания, а точнее казармы дореволюционной постройки – вот чем располагала к тому времени школа. Занятия проходили в три смены.

Пришлось этот вопрос ставить перед руководством Восточно-Сибирской. Так началась эпопея борьбы за начало строительства нового учебного корпуса. Фортуна была явно на стороне начальника техшколы. Важно, что на первых порах Алексею Евгеньевичу удалось заручиться поддержкой заместителей начальника дороги Романа Мустейкиса и Ивана Ильина. Окончательное слово было за главой магистрали. И настойчивость Глушкова была в конце концов вознаграждена. На одном из техсоветов по строительству начальник дороги Шалва Омехович Цинцадзе одобрительно заметил:

– Берите пример с начальника техшколы, как надо добиваться намеченного...

В 1983 году школа получила-таки долгожданный новый учебный корпус.

Калуга позвала к себе

Свой отпуск Алексей Евгеньевич любил проводить на малой родине, на берегах магической Ветлуги. В один из таких приездов он посетил расположенную неподалёку Калугу. Визит состоялся не из праздного любопытства.

– Задумал изучить опыт калужан по изготовлению, а самое главное – по эксплуатации путевых машин тяжёлого типа, – вспоминает Глушков. – Приехал на завод «Ремпутьмаш», встретился с техническим руководством предприятия.

И не просто встретился, а привёз в Иркутск необходимую техническую документацию на отечественную и импортную путевую технику. Начальник дороги Геннадий Павлович Комаров поставил перед техшколой задачу – организовать подготовку машинистов путевых машин. Алексей Глушков и его соратники с этой задачей блестяще справились. Больше того, с 2000 года иркутяне стали готовить машинистов путевых машин для других дорог Восточного полигона.

Вместо послесловия

Сколько Алексей Евгеньевич себя помнит, он всегда старался учиться. У родных, сверстников, коллег, друзей, у природы, наконец. Недавно он нашёл у Владимира Короленко строки, написанные в 1899 году после того, как он спустился на лодке по Ветлуге до Волги: «Мозоли я натёр, устал как собака, но зато какие виды, какая прелестная река... Эти несколько дней я жил совсем в другом мире...»

Не устаёт манить река его жизни.

Борис Ступин. Фото: семейный архив Глушковых
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31