22 октября 2020 15:47

22 октября 2020 15:47

Люди на часах

Восстановительный поезд на станции Северобайкальск отметил своё 30-летие.<br />
<br />
За годы своего существования сплочённый коллектив в разы увеличил численный состав и техническую мощь.<br />

Восстановительный поезд на станции Северобайкальск отметил своё 30-летие.

За годы своего существования сплочённый коллектив в разы увеличил численный состав и техническую мощь.

Первых помнят поимённо

Анатолия Пермякова на северах знают все: и первопроходцы БАМа, и железнодорожники, и представители многих других профессий – рыбаки, охотники, оленеводы, лётчики, геологи и золотодобытчики. Знают как отзывчивого человека и отца-основателя восстановительного поезда на станции Северобайкальск – ведь именно он был назначен 25 октября 1982 года первым начальником ВП-11 (правда, нумерация этого подразделения несколько раз менялась).

Петрович находится на заслуженном отдыхе, но всегда в курсе дел и забот родного подразделения. Говоря о его «истоках», он с благодарностью вспоминает имя главного ревизора по безопасности движения поездов Северобайкальского отделения БАМЖД Роберта Лаптева, который в период становления и развития поезда – с 1981 по 1996 год – постоянно оказывал восстановителям действенную помощь.

Главная задача молодого коллектива, рассказывает ветеран, состояла в оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на принятом во временную эксплуатацию перегоне Лена-Восточная – Северобайкальск. Этот участок характеризовался в то время сложнейшим профилем пути, затяжными подъёмами и спусками, кривыми малого радиуса, постоянными зимними снежными заносами и весенними размывами пути.

На лавиноопасном участке Кунерма – Дабан, расположенном на солидном уклоне, коллективу не раз приходилось ликвидировать последствия сходов подвижного состава.

Уже 1 августа 1983 года штат поезда насчитывал 13 бойцов. Технику обслуживали машинист бульдозера Александр Тихонов, машинисты крана Андрей Леонов, Владимир Ильин и Геннадий Внуков, стропальщик Александр Тарасов, газоэлектросварщики Владимир Эпштейн и Владимир Кулик, такелажники Николай Черных и Пётр Трохин, машинист передвижной электростанции Сергей Гридин, проводники вагонов служебно-технического назначения Нина Макаренко, Любовь Кулик, электрослесарь Леонид Губарев.

Танковый тягач для БАМа

Как оснащался новый поезд? МПС предоставило три крытых вагона с деревянным кузовом: вагон-гараж, вагон передвижной электростанции и такелажный вагон. Из министерства же пришли кран и трактор, правда, без навесного оборудования.

По договору на одном из читинских заводов три старотипных классных вагона были переоборудованы под столовую, вагон для такелажа и гидропневматики, а также турный вагон.

– Что-то переоборудовали своими силами, что-то арендовали у треста «Нижнеангарск-трансстрой», – посмеивается Пермяков, – а на танковом заводе Забайкальского военного округа при участии работников восстановительного поезда были отремонтированы и доставлены в Северобайкальск танковый тягач, вездеход и четыре автомобиля ЗИЛ-157.

Наряду с выполнением своей главной задачи – обеспечением безопасности движения поездов – ВП-Северобайкальск в период с 1982 по 1989 год принимал активное участие в строительстве пусковых объектов Западного участка БАМа. В тесном сотрудничестве с бамовскими мостовиками крановые бригады ВП в экстремальных условиях смонтировали более 50 мостовых железобетонных балок на сложнейшем участке Улькан – Витим.

Поезд, который построил дома

В 1985 году по утверждённым руководством Северобайкальского отделения БАМа ген- плану развития базы ВП-2 и проектно-сметной документации коллектив восстановителей приступил к строительству и обустройству производственной базы поезда, активно помогая подрядчикам СМП-581, СМП-575, СМП-694, ПМК «ЛенаБамстрой» не только техникой, но и людскими ресурсами. В результате этой слаженной работы уже в 1990 году поезд получил необходимые цеха: АБК, ремонтные блоки, гаражи, спортивный комплекс, путевое развитие.

Заметим, что северобайкальские восстановители первыми на отделении и дороге приступили к строительству жилья хозяйственным способом для своих работников. Благодаря этому в микрорайоне Кутузовка было построено шесть двухквартирных домов, а в посёлке Заречном – шесть одноквартирных двухэтажных.

Для социальной поддержки личного состава поезд имел не только свой тепличный комплекс, но и своё подсобное хозяйство в селах Верхняя Заимка и Кумора. Помимо этого, восстановители принимали активное участие в кормозаготовительных кампаниях не только в своем регионе, но и в хозяйствах Приволжской, Западно-Сибирской и Забайкальской дорог.

С первых дней существования поезда его личный состав активно занимается спортом, участвуя во всех соревнованиях физкультурно-спортивного клуба «Локомотив».

В период своего становления и развития молодой коллектив поезда методично перенимал весь передовой опыт работы не только своих соседей со станций Вихоревка и Тайшет, но и коллег с Северо-Кавказской, Московской, Октябрьской и Донецкой железных дорог.

Благодаря накопленному опыту, грамотному ведению хозяйства, постоянному совершенствованию технических средств, разработке и внедрению всех рационализаторских предложений, повышению профессионального уровня специалистов посредством регулярного проведения технических и практических занятий с личным составом, подкрепляемых боевыми выездами на ликвидацию аварий, – восстановительный поезд станции Северобайкальск по праву стал ведущим на отделении.

Сегодня уровень постоянной боеготовности ВП-Северобайкальск, мастерство его личного состава всегда высоко оцениваются руководством ВСЖД. На базе поезда систематически организовываются и проводятся отделенческие и дорожные школы передового опыта, полигонные учения, различные семинары, соревнования и конкурсы на звание «Лучший по профессии».

Пусть тревоги будут только учебными…

Ветерана дополняет сегодняшний начальник восстановительного поезда № 11 Геннадий Внуков. Он убеждён, что ныне во всём регионе северного Прибайкалья нет настолько технически вооружённого и профессионального коллектива, как восстановительный поезд на станции Северобайкальск. Это обусловлено уникальными природными факторами обслуживаемого им участка Лена-Восточная – Хани.

Для оперативной ликвидации разного рода чрезвычайных ситуаций восстановительный поезд на станции Северобайкальск имеет новейшее вооружение и высококвалифицированный личный состав.

На сегодняшний день коллектив ВП-11 насчитывает 37 человек. Из них пятеро работают более 25 лет, 12 – более 20 лет, 8 – более 10 лет и 12 – более 5 лет. Высшее образование имеют пять человек, среднее специальное – один человек, учатся заочно в ИрГУПСе двое. Правительственные и отраслевые награды имеют 20 работников. Причём за последнее время за счёт притока молодёжи поезд значительно обновил свой состав. Сюда по стопам родителей пришли дети работников поезда, то есть сохраняется преемственность поколений.

Для поддержания боеготовности технических средств поезд имеет все необходимые цеха, ремонтные блоки и боксы. Также в восстановительном поезде есть спортивный комплекс, включающий в себя тренажёрный зал, сауну, бассейн, волейбольную площадку.

В арсенале поезда – более десяти современных технических средств, 15 единиц специального подвижного состава и три аварийно-полевые команды. Для практических занятий оборудован полигон, а для испытания грузоподъёмных кранов – специальная площадка.

Командный и личный состав поезда постоянно повышает свой профессиональный уровень, систематически проходит переподготовку, обучение и аттестацию.

Мобильный «бронепоезд» готов выдвинуться по сигналу тревоги в любую точку магистрали. И в день его рождения хочется пожелать, чтобы тревоги эти были только учебными…

Сергей Ринчинов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31