22 октября 2020 12:21

22 октября 2020 12:21

Дабан прочищает горло

Наверху метёт пурга, а в Байкальском тоннеле борются с водой.<br />
<br />
Сданный в эксплуатацию 27 лет назад перевальный Байкальский тоннель пересекает одноимённый хребет под седловиной перевала Дабан, в аккурат на границе Бурятии и Иркутской области, в 80 километрах к западу от Нижнеангарска.<br />

Наверху метёт пурга, а в Байкальском тоннеле борются с водой.

Сданный в эксплуатацию 27 лет назад перевальный Байкальский тоннель пересекает одноимённый хребет под седловиной перевала Дабан, в аккурат на границе Бурятии и Иркутской области, в 80 километрах к западу от Нижнеангарска.

По проекту сооружение включает в себя два параллельных однопутных тоннеля с расстоянием между осями 15 метров и транспортно-дренажную разведочную штольню. В первую очередь был сооружён лишь один тоннель…

Когда мы с исполняющим обязанности главного инженера ПЧ-24 Алексеем Малаховым прибыли на заснеженную станцию Дабан, уже набирала обороты, начинала свою бешеную свистопляску пурга, вырвавшаяся из грозного горного ущелья. Да, здесь вам не равнина – здесь климат иной… В уютном, тёплом и просторном административно-бытовом комплексе (АБК) дистанции, расположенном неподалёку от восточного портала семикилометрового Байкальского тоннеля, готовятся к «окну» тоннельные рабочие во главе с бригадиром Валерием Новолодским.

– Ну что, гости дорогие, что там слышно, когда наш Байкальский тоннель перестанет быть «бутылочным горлышком БАМа», когда рядом с ним пробьют, наконец, второй?

– Наверняка, в двадцатых – тридцатых годах, согласно «Стратегии-2030»… – этот ответ Алексея Викторовича, похоже, не совсем удовлетворяет наших собеседников.

– Эх, скорей бы уж начинали, я бы зятя из Москвы сразу вызвал, он у меня по профессии маркшейдер, тут бы здорово пригодился, – вздыхает пожилой тоннельный рабочий.

–А там, в столице, чем он сейчас занимается?

–Да метро строит.

Осмотр помещений АБК оставляет самое благоприятное впечатление: пышет жаром парилка, в душевой и небольшой прачечной – идеальная чистота, интересной показалась круглая конфигурация сушилки: и места мало занимает, и любую вещь можно быстро достать, чуть крутнув вращающееся колесо с плечиками для рабочей одежды. В комнате для приёма пищи есть всё, чтобы этот жизненно важный процесс был и приятным, и максимально комфортным.

– Кстати, знакомьтесь: наш герой дня, лучший общественный инспектор по охране труда Восточно-Сибирской, – так представляет Алексей Малахов опытного слесаря-электрика 5-го разряда по ремонту электрооборудования Владимира Табакова.

– Да, на днях я вернулся из Иркутска, где мне вручил соответствующий знак начальник дороги, – говорит Владимир Николаевич. – Считаю, что это награда всего нашего коллектива, потому что один человек на таком сложном, стратегическом объекте ничего не сделает, успех возможен только в команде, которая сильна трудовой дисциплиной, полным взаимопониманием и чётким взаимодействием.

Мой собеседник отмечает также постоянную поддержку со стороны тоннельного мастера Юрия Парилова и главного инженера Анатолия Фимушина, которые всегда прислушиваются к его советам и предложениям.

Так, скажем, минувшим летом перед тоннельными рабочими была поставлена задача: доставить тяжёлые бетонные столбики на крутую гору – для ограждения охранной зоны западного портала Байкальского тоннеля. Владимир Табаков счёл, что поднимать вверх этот груз вручную и травмоопасно, и нерационально. В итоге была использована техника – и задача была выполнена в разы быстрее, и безопасность личного состава обеспечена.

В сегодняшнем «окне» задействованы три автомотрисы: энергетики из ЭЧ-10 проезжают по тоннелю до Дельбичинды и начинают оттуда ревизию контактной сети. Путейцы занимаются приваркой рельсовых соединителей на участке от 1000-го до 1006-го километра. А бригада тоннельных рабочих во главе с Валерием Новолодским скалывает лёд со сводов тоннеля, очищает от снега рельсовые стыки и оголовок восточного портала, нарезает на подходах к тоннелю ниши (укрытия в сугробах) – в шахматном порядке, через каждые 25 метров. Это делается для того, чтобы человек, оказавшийся близ путей, услышав по громкоговорящей связи сообщение о приближении поезда, мог укрыться в такой нише.

Сегодня смотрители Байкальского тоннеля продолжают бурение дренажных скважин, нацеленное на перехват воды и её «перенаправление» в лотки и транспортно-дренажную штольню. Также они устанавливают в своде тоннеля, в местах «капежа» защитные экраны, чтобы предотвратить попадание воды на контактную сеть.

– В нашей постоянной борьбе с водой большим подспорьем является подземно-шахтный станок веерного бурения НКР-100, – отмечает тоннельный мастер Сергей Каркавин. – Большинство из 168 замечаний, предъявленных нам по итогам недавнего осеннего комиссионного осмотра под председательством начальника дороги, уже устранено, осталось лишь четыре.

В частности, по словам опытного мастера, замечания были сделаны по пикетным табличкам, перекантовке пожарных рукавов – их здесь по ТДШ и тоннелю насчитывается 544 единицы. У него есть уверенность, что коллектив уложится в отведённые сроки и в конце декабря – начале января доложит о полном устранении всех замечаний.

На прощание не могу удержаться и задаю «футуристический» вопрос: когда в обозримом будущем всё же пробьют рядом второй запроектированный некогда тоннель, вы так же будете бороться с водой в его чреве? Или мечтать об этом пока не стоит?

– Никак нет, здесь есть основания для сдержанного оптимизма, – отвечает Сергей Григорьевич. – Ведь уже при строительстве второго Коршуновского тоннеля были применены новейшие технологии, он практически по всему периметру был обёрнут прочным пластиковым водонепроницаемым материалом, который выдерживает давление до 200 килограммов на один квадратный сантиметр.

Он на мгновение задумывается и высказывает своё предположение:

– Возможно, наука ещё что-нибудь предложит, более прогрессивное – к той поре, когда у нас здесь начнётся врезка в скальном монолите – «под козырёк» второго, параллельного тоннеля, который существенно скажется на усилении БАМа, его пропускной способности…

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31