21 октября 2020 07:46

21 октября 2020 07:46

Прораб и песенница великого проекта

Мечту о втором Транссибе она претворяла в жизнь на посту начальника строительно-монтажного поезда.<br />
<br />
По привокзальной площади не то что проехать – пройти затруднительно: и такси с шашечками, и прочий легковой транспорт в плотной концентрации стоят в ожидании московского поезда, который приходит в Северобайкальск пополудни. И вдруг в толпе прибывших пассажиров я вижу знакомое улыбающееся лицо.<br />

Мечту о втором Транссибе она претворяла в жизнь на посту начальника строительно-монтажного поезда.

По привокзальной площади не то что проехать – пройти затруднительно: и такси с шашечками, и прочий легковой транспорт в плотной концентрации стоят в ожидании московского поезда, который приходит в Северобайкальск пополудни. И вдруг в толпе прибывших пассажиров я вижу знакомое улыбающееся лицо.

Высокая, стройная фигура, энергичная походка, задорный огонёк в глазах – ба, да это же знаменитый строитель БАМа Антонина Николаевна Максимова!

В ответ на мой вопрос о том, как ехалось четверо суток из Белокаменной, моя собеседница улыбается:

– С нашими, северобайкальскими, проводниками всегда приятно ехать, с ними, без преувеличения, можно смело отправляться даже в кругосветное путешествие.

Можно сказать, что героиня нашего повествования родом из сказки: она появилась на свет 8 марта в Степном Дворце – село с таким красивым названием находится в Кабанском районе Республики Бурятия.

Отработав положенные три года после окончания Улан-Удэнского педагогического училища, она решила сменить сферу деятельности. Производство – вот её новая стезя. Экономист автотранспортного предприятия в посёлке Каменск, каменщик, инженер, начальник ПТО, заместитель начальника ПМК-590 – так складывалась её карьера. «Параллельно» вышла замуж, родила троих детей…

А тем временем на севере Бурятии разворачивалась гигантская стройка, по радио беспрерывно звучали песни о БАМе и новости с переднего края. Она увольняется из ставшего родным коллектива и едет с семьёй на север.

С марта 1978 года работает заместителем начальника по кадрам и быту СМП-572, а в 1983 году предлагает ей должность начальника кичерского СМП-608.

Когда управляющий трестом Феликс Ходаковский в присутствии всех своих заместителей спросил, согласна ли она возглавить поезд, у Антонины Николаевны тревожно и радостно забилось сердце. А она привыкла доверять своему сердцу. Не беда, что СМП-608 в ту пору был отстающим, самым последним из 12 подразделений треста.

Уже по итогам 1984 года она вывела поезд на четвёртое место. Кичерцы стали лидерами в соревновании на лучший посёлок транспортных строителей, лучший детский сад и лучшую столовую на Бурятском участке БАМа.

Затем возглавляемый ею коллектив с честью решил первоочередную задачу: сдал в эксплуатацию все объекты незавершённого строительства – этот долгострой с бородой тянул весь поезд назад. И тогда высвободившиеся «штыки» и материальные ресурсы были целевым образом направлены на строительство основных объектов БАМа.

Были и неосновные – скажем, райком партии поставил задачу: до Нового года «выгнать» в селе Холодном песцеферму на несколько тысяч голов. Навалились всем поездом, работали без выходных и проходных – сделали.

В 1985-м перед поездом стояла сложная, ответственная задача – сдать в эксплуатацию пусковой комплекс от станции Гоуджекит до Северобайкальска. Каких это стоило усилий для женщины – руководителя СМП (к слову, единственной в СССР!) – об этом история умалчивает.

Всего одна характерная деталь: подвёл завод в европейской части страны, не поставил пункты обогрева путейцев. Что было делать? Возвели их сами из бруса, проконопатили, покрасили. И доныне они стоят как картинки…

Когда семья Максимовых переехала в Таксимо, Антонина Николаевна возглавила в СМП-670 работу по строительству золотодобывающего рудника Ирокинда. В бедовые девяностые организовала в Северобайкальске Молодёжный трудовой центр, где безработные девушки смогли получить профессии швеи, закройщицы, трудоустроиться и даже открыть собственное дело. С 2002-го она работает помощником депутата Народного Хурала Фёдора Чебунина – и здесь пригодился её богатейший опыт.

«И время пришло…», «Песни над магистралью» – эти книги стали плодом нового увлечения: Антоника Николаевна – участник литературного объединения «Контакт», пишет стихи и песни.

А ещё за три месяца она сшила супермодное бальное платье – на выпускной внучке Лене. Восторженные отзывы Леночкиных одноклассниц и учителей стали наградой за кропотливый труд у швейной машинки.

К слову, о наградах: её труд на строительстве Байкало-Амурской магистрали отмечен не только медалями. Ей присвоено звание «Заслуженный строитель Республики Бурятия». Но самой большой наградой для себя она считает свою семью. Выросли и получили профессию две дочери и сын. У них с мужем Николаем Моисеевичем сегодня – семеро внуков и четверо правнуков. Так что у почтенной четы Максимовых всё ещё впереди: и сборы в первые классы, и выпускные балы. Всё опять повторится сначала…

Сергей Ринчинов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31