22 октября 2020 21:40

22 октября 2020 21:40

Путейская закалка

Каким бы строгим ни был спрос дороги, ей надо оставаться верным до конца.<br />
<br />
Чем берёт один из профсоюзных лидеров Дорпрофжела Геннадий Борисович Храмовских, которому исполняется шестьдесят лет? Доброй шуткой, неиссякаемым оптимизмом. Тем и заслужил уважение железнодорожников, и в первую очередь – путейцев.<br />

Каким бы строгим ни был спрос дороги, ей надо оставаться верным до конца.

Чем берёт один из профсоюзных лидеров Дорпрофжела Геннадий Борисович Храмовских, которому исполняется шестьдесят лет? Доброй шуткой, неиссякаемым оптимизмом. Тем и заслужил уважение железнодорожников, и в первую очередь – путейцев.

Сейчас это может показаться удивительным, но в родове Храмовских никто не имел дело с железной дорогой. Родители трудились на скромных рабочих местах предприятий областного центра. И среди тех, кто вместе учился в школе №66, мало кто грезил о профессиях машиниста, проводника или путейца.

А вот он протоптал себе тропинку на Детскую железную дорогу. В четвёртом классе он в первый раз пришёл на неё, да так на всю жизнь и остался верен стальной колее.

Изо дня в день ходил Геннадий после школьных занятий на работу – хоть и на детскую, но железную дорогу. Тяжким тогда это был труд и для мальчишек. До сих пор помнит он, как со своим первым наставником, машинистом локомотивного депо Иркутск-сортировочный Ильёй Михайловичем Бардыновым, они на пару разбирали дизель тепловоза. Тут не каждый мужчина с рабочей жилкой за такое возьмётся, а вот он, подросток, посчитал это лучшей практикой.

Первая практика на детской – освоение азов путевого обходчика. Он тогда не предполагал, что значительную часть своей жизни пройдёт путейцем. Многие – и он не исключение – в ту пору мечтали стать для начала на детской, а потом и на «взрослой» железной дороге машинистами тепловоза.

И мечту он подкреплял своими руками. Гена благодаря наставникам увлёкся техническим творчеством. Даже разработал оригинальную конструкцию насоса по перекачке топлива в тепловоз ТУ-2. Благодаря этой разработке он в 1969 году стал участником первого слёта юных железнодорожников в Москве на ВДНХ. Ещё будучи старшеклассником, он дорос до машиниста-инструктора и стал обучать основам профессии локомотивщика подростков. В общем, всё складывалось в пользу того, чтобы связать свою жизнь с движением поездов.

Так, скорее всего, и случилось бы, не вмешайся суровая проза жизни. Он очень хотел учиться, но ближайший железнодорожный институт, где можно было получить профессию инженера-локомотивщика, находился тогда в Новосибирске, а покушаться на скромный семейный бюджет у него и в мыслях не было.

В Иркутске же тогда был только филиал НИИЖТа, где обучали будущих инженеров пути и механиков. Геннадий вздохнул и остановился на первом варианте. Впрочем, он об этом выборе никогда не пожалел. Дипломный проект защитил на отлично и, как полагалось, пошёл служить в железнодорожные войска.

В середине семидесятых ему пришлось исполнять обязанности главного инженера железнодорожного батальона на строительстве вторых путей главного хода отрезка стальной колеи Владивосток – Находка. После увольнения в запас командир бригады просил его остаться полевым командиром-путейцем. Сулил квартиру в Хабаровске, а он, старший лейтенант, чуть ли не тайком, едва получив приказ об увольнении, рванул в свой любимый Иркутск.

На ВСЖД и продолжилась карьерная синусоида – с её взлётами и падениями – инженера-путейца Геннадия Храмовских. Для начала его оставили при дорожной службе пути старшим инженером путеобследовательской станции. Затем возглавил габаритообследовательское подразделение службы. Но душа к кабинетной работе не лежала, просился на линию – хоть монтёром пути.

Его взяли бригадиром в дистанцию пути Иркутск-пассажирский. Здесь он дослужился до начальника ПЧ. Да только ведь пути путейского командира всегда были неисповедимы. Случился сход под старым иркутским мостом через Ангару – и после этого досадного эпизода направили Геннадия Борисовича служить старшим мастером опытной группы в соседнюю дистанцию – Иркутск-сортировочный. На этом предприятии его и избрали в 1986 году первый раз председателем профкома.

– Работа живая была, можно сказать, с огоньком. Началась перестройка, народ стал просыпаться от спячки, – вспоминает дела минувших дней Храмовских. – Активно оснащали пункты обогрева бытовой техникой, распределяли по справедливости талоны на продовольствие и промышленные товары, путёвки на курорты и санатории, боролись с пьянством и леностью.

Энергию новоиспечённого профсоюзного лидера первички не могли не заметить. Через год его назначили заведующим организационно-массовым отделом Дорпрофсожа, а затем, на дорожной конференции, избрали заместителем председателя профсоюза железнодорожников Восточно-Сибирской. Сегодня он возглавляет отдел социальной сферы Дорпрофжела.

Именно благодаря Геннадию Борисовичу на дороге возникла ещё одна железнодорожная династия. Его супруга Ольга Петровна долгие годы работала в дорожном центре научно-технической информации. Сын Сергей – оперуполномоченный в Восточно-Сибирской транспортной полиции, дочь Елена – специалист в службе автоматики и телемеханики Дирекции инфрастуктуры. И даже внук Петруха от дороги недалёко – успешно учится в лицее №36 ОАО «РЖД».

Александр Филиппов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31