20 октября 2020 03:00

20 октября 2020 03:00

Педагогический роман

Учить других, сеять «разумное, доброе, вечное» он стал, разменяв шестой десяток.<br />
<br />
Более восьми лет, с 2002 по 2010 год, Дорожный центр обучения возглавлял опытнейший локомотивщик Борис Анисимов. <br />

Учить других, сеять «разумное, доброе, вечное» он стал, разменяв шестой десяток.

Более восьми лет, с 2002 по 2010 год, Дорожный центр обучения возглавлял опытнейший локомотивщик Борис Анисимов.

– Если откровенно, то я признателен судьбе за то, что удалось почувствовать себя в неизвестном, но, как оказалось, интересном педагогическом качестве, – с улыбкой признаётся мой собеседник. – Моя супруга по профессии педагог. И как бы подспудно именно у моей Людмилы Семёновны я брал свои первые педагогические уроки. Так что будем считать, что звёзды рассудили совсем не случайно...

Родом Борис Анисимов из Зимы. Жизнь многих её жителей связана с ВСЖД. Мама вела семейное хозяйство. Его старшие братья трудились на предприятиях железнодорожного узла. Когда Борису едва минуло 14 лет, внезапно умер отец, Владимир Александрович, начальник отдела кадров Зиминской ПЧ. Сразу после похорон семейный совет вынес Борису вердикт, почти как по Алексею Пешкову:

– Пора тебе, парень, идти в люди. Лучший вариант – учёба в Зиминском ГПТУ-6. Выучишься на помощника машиниста локомотива, а после всё будет зависеть от тебя...

Первая запись в трудовой книжке у Бориса Анисимова появилась летом 1966 года: «Принят помощником машиниста электровоза локомотивного депо Вихоревка». Всем нравился Анисимову север. Тут тебе и почти девственная природа, и чудесные охота с рыбалкой. Но притяжение малой родины оказалось неизмеримо сильнее.

Как говорится в таких случаях, где родился, там и пригодился. А пригодился Борис Владимирович в локомотивном депо Зима. Заочно окончил ХабИИЖТ. Не буду утомлять читателя перечислением всех его кадровых ступенек роста, но на одной всё же стоит остановиться. Несколько лет он трудился машинистом-инструктором. Последнее слово, заметьте, не контролёр и не ревизор, а именно инструктор. То есть специалист, призванный в первую очередь не наказывать, а обучать локомотивные бригады.

Стиль работы Анисимова уже тогда получил положительную оценку коллег и, что не менее важно, вышестоящего руководства. Как-то после завершения планёрного совещания с зиминскими бригадами начальник Тайшетского отделения ВСЖД Геннадий Комаров подозвал Анисимова:

– Пойдём, Борис Владимирович, на электровоз. Покажите, как и чему вы учите своих машинистов.

На электровозе ВЛ80к начальник отделения внимательно ознакомился с ведением конспектов. Попросил сделать «аварийную» ситуацию на локомотиве. Наблюдал, как подопечные Анисимова выходят из нестандартной ситуации. И в итоге остался доволен услышанным и увиденным.

С 1993 года жизнь Анисимова уже связана с Иркутском. С 2000 по 2002 год он работал начальником службы локомотивного хозяйства. Последующие годы стали для Бориса Анисимова как руководителя ДЦО по-настоящему счастливыми. Было очевидно, что роль педагогического организатора ему явно по душе.

– Ты, тёзка, только не перехвали меня в своём тексте, – с хитринкой в глазах заметил мне Анисимов, – ведь по большому счёту я не достиг уровня того же Антона Макаренко...

Очередным Макаренко он действительно не стал. Но если когда-то будет написан солидный исторический очерк о системе подготовки и переподготовки кадров массовых рабочих профессий на Восточно-Сибирской железной дороге, то, я уверен на все сто, Владимиру Анисимову в нём будет отведено одно из главных мест. Ведь учить мастерству, а где-то и житейской мудрости уже зрелых людей может лишь незаурядный и талантливый человек.

Борис Ступин. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31