22 октября 2020 20:53

22 октября 2020 20:53

Пробудить творческую мысль

5 ноября исполняется 80 лет системе научно-технической информации на сети РЖД.<br />
<br />
Ирина Будаева, начальник Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек.<br />
<br />
В этом году на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги было внедрено более 800 новшеств, заимствованных с других дорог, с экономическим эффектом в размере 54 млн руб. <br />

5 ноября исполняется 80 лет системе научно-технической информации на сети РЖД.

6-1.jpgИрина Будаева, начальник Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек.

В этом году на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги было внедрено более 800 новшеств, заимствованных с других дорог, с экономическим эффектом в размере 54 млн руб.

– Ирина Сергеевна, предлагаю начать разговор с актуальной для наших дней темы. Как реформирование РЖД отражается на деятельности органов НТИ?

– В условиях реформирования российских железных дорог, создания филиалов, дочерних и зависимых обществ организация эффективной работы корпоративной системы научно-технической информации в значительной мере зависит от дорожных центров научно-технической информации и библиотек. Информационное взаимодействие у нас отлажено по прежней схеме: работаем со всеми предприятиями, расположенными в регионе ВСЖД и на безвозмездной основе. Процесс реформирования специалисты нашего центра ощущают на себе в возрастающем потоке запросов и новизне их тематик.

Наша задача – обеспечить специалистов железнодорожного транспорта информацией аналитического характера, справочно-библиографического, библиотечного.

На нас лежит информационная составляющая внедрений достижений науки, техники, технологий, передового производственного опыта в структурных подразделениях в границах дороги. Участвуем в формировании единого отраслевого ресурса – автоматизированного банка данных ОАО «РЖД» «Железнодорожный транспорт», работающего на основе АСУ НТИ.

В компании действует система обмена научно-технической информацией. Полученная с наших предприятий информация о рацпредложениях, инновационных технологиях у нас не оседает. Ею мы пополняем банк данных АСУ НТИ. Через него происходит обмен информацией по сети дорог. Так что наша работа – это маленькая, но важная часть в общем деле дорожных новаторов.

Самыми активными потребителями информации остаются специалисты технологической службы, служб технической политики, охраны труда, автоматики и телемеханики, Дирекции по ремонту пути.

В этом году нами были введены в банк данных 643 информационные карты по рацпредложениям восточно-сибирских железнодорожников с индексом распространения сетевого и межотраслевого значения.

Координатором деятельности по НТИ является сектор научно-информацинной работы и кабинеты технической информации нашего центра. Они есть на узлах Иркутск-Сортировочный, Тайшет, Северобайкальск, Улан-Удэ. Работают в них специалисты высокого уровня: Рашида Семёнова, Эльмира Казачук, Инна Евсеева, Алексей Голуб. В секторе научно-информационной работы трудятся под руководством Ирины Колесниковой Лариса Фатикова, Ольга Бондарик и Светлана Белоусова (Все они на фото. – Прим. ред.).

Эффективность нашей работы зависит во многом от человекофактора. В регионе ВСЖД много активных людей, нацеленных на то, чтобы распространить свой опыт, внедрить соседский. Эксперты в лице главных инженеров предприятий и технические информаторы – наши первые помощники. В этом году нескольким специалистам было присвоено звание «Лучший технический информатор на Восточно-Сибирской железной дороге».

Среди них инженер эксплуатационного вагонного депо Тайшет Елена Догадова, инженер Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Евгения Захарова, бригадир Куандинской дистанции пути Яна Рублёва, инженер Северобайкальской дистанции гражданских сооружений Павел Колмаков, инженер Таксимовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Ирина Шеховская и другие.

– Раз идеология работы системы НТИ не претерпела изменения в процессе реформирования, очевидно, она существенно разнится с той, что была в период создания?

– Давайте я процитирую выдержки из статьи одного справочника-путеводителя от 1933 года о Центральном доме техники железнодорожного транспорта СССР, фундаменте нашей современной системы НТИ: «Являясь центром массовой пропаганды технических знаний на транспорте, Центральный дом техники ставит своей целью помощь учащимся всех категорий, рационализаторам, изобретателям и облегчение подготовки и переподготовки кадров… Стремится отразить у себя работу научно-исследовательских институтов и способствовать широкому распространению их достижений, ознакомить с изобретательством и рационализаторскими предложениями, пробудить творческую мысль посетителя… Центральный дом техники хочет являться одним из средств обмена опытом и ознакомления с лучшими методами использования машин, агрегатов, топлива, материалов и расстановки рабочей силы с целью повысить производительность труда и труддисциплину и сократить издержки производства».

Думаю, что читатель понял то, что я хотела сказать этой цитатой. Спустя восемь десятилетий цели и задачи у нас остаются прежними. И это означает, что мы на правильном пути.

Однако сегодня, и это веяние времени, большое внимание уделяется внедрению прогрессивных технологий передового опыта с целью получения экономического эффекта. Во всех подразделениях сети НТИ активно используется банк данных. Он позволяет отслеживать в режиме реального времени все новшества, получить отчёты, отбирать актуальную информацию для распространения, вести учёт информационных карт, составленных на основе рацпредложений с индексом распространения «сетевой» и «межотраслевой». Наш центр также ведёт работу по пополнению этой базы. Информационные карты, статистика и собственных новшеств, и заимствованных, показатель экономического эффекта являются рейтинговыми показателями главных инженеров дорог.

– Ирина Сергеевна, я подняла статистику за прошлый год. За 9 месяцев 2011-го общий экономический эффект от внедрённых рацпредложений в регионе ВСЖД составил около 6 млн руб. Нынче практически на порядок больше. Речь идёт о прорыве в работе?

– По итогам работы в первом полугодии Восточно-Сибирская железная дорога вышла на третье место по использованию научно-технических достижений. На нашем полигоне в этом году внедрено 819 новшеств с экономическим эффектом в размере 54 млн руб. В аналогичный период прошлогого года было внедрено 713 новшеств с 6-миллионным экономическим эффектом.

О чём говорят эти цифры? Мы стали оперативнее предоставлять всю информацию, а на предприятиях – активнее ею пользоваться.

Основной вклад в общее дело внесли предприятия путевого и вагонного хозяйства. Например, только от одного новшества с Северной железной дороги, касаемого шлифовки стрелочных переводов, в Мысовской дистанции пути получен экономический эффект 1,2 млн руб. От внедрения новшества с Октябрьской магистрали по обнаружению трещин в литых деталях тележек в эксплуатационном вагонном депо Улан-Удэ – более 5,1 млн руб.

– Коэффициент заимствования наших новшеств другими дорогами по-прежнему высокий?

– Могу сказать, что наши новаторы не отстают от коллег с других дорог. Предложение Иркутск-сортировочной дистанции пути «Регламент проведения внезапных проверок» внедрено в этом году на 21 предприятии сети РЖД. Разработка эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ «Возможные неисправности навесного оборудования рельсосмазывателя» заимствована 18 предприятиями. Технология замены разрушенного буксового узла грузовой тележки при остановке поезда на перегоне, разработанная в эксплуатационном вагонном депо Тайшет, нашла применение в 12 ВЧДЭ. Однако пока на наших предприятиях есть сложности в подсчёте размера экономического эффекта.

Вы задавали вопрос о прорыве в работе. В нашей дорожной системе НТИ делается всё для того, чтобы более качественно и оперативно информировать своих технических информаторов. В этом году была запущена собственная разработка, которая принадлежит инженеру сектора Ольге Бондарик и начальнику иркутского кабинета техинформанции Алексею Голуб. Они подготовили презентацию на основе компьютерной программы Microsoft по составлению информационных карт и актов на внедрение новшеств, заимствованных из информационных источников. Нововведение позволяет быстро оформлять информационные карты на внедрённые рацпредложения для ввода в автоматизированный банк данных. Наша презентация пользуется большой популярностью на ВСЖД. И уже внедрена на 43 предприятиях других дорог.

– С таким глубоким подходом к делу и рабочих планов, наверное, много?

– Наша задача сохранить сложившуюся систему взаимодействия и совершенствовать формы информационного обслуживания. Наши потребители уже сегодня имеют возможность выбирать, как они хотят получать информацию – в электронном или же бумажном виде, по системе запросов ИРИ (индивидуальное распространение информации) или же разовых и т.д. В информации мы не отказываем никому и никогда.

6-2.jpg

Лейла Мустафаева. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31