20 октября 2020 00:29

20 октября 2020 00:29

«Шойгу» из Киренги

Часы – лучший подарок тому, кто подтверждает репутацию человека быстрого реагирования.<br />
<br />
На недавнем осеннем комиссионном осмотре инфраструктуры Северобайкальского региона начальник дороги Василий Фролов вручил знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» бригадиру контрольного пункта технического осмотра вагонов на станции Киренга Анатолию Неустроеву.<br />

Часы – лучший подарок тому, кто подтверждает репутацию человека быстрого реагирования.

На недавнем осеннем комиссионном осмотре инфраструктуры Северобайкальского региона начальник дороги Василий Фролов вручил знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» бригадиру контрольного пункта технического осмотра вагонов на станции Киренга Анатолию Неустроеву.

«Среднего роста, плечистый и крепкий...» – мой собеседник вполне соответствует этому поэтическому определению. Но мыслит он больше прозой, производственными категориями, его ни на минуту не отпускают дела и заботы родного контрольного пункта.

Репутация

– К зиме сейчас активно готовимся, вон она – уже тут, не за горами, – кивает Анатолий Иванович на окрестные сопки, белеющие первым лёгким снежком. – Вот и ремонт провели в помещении: полы перестелили, кое-что покрасили, окна и двери утеплили – практически всё собственными силами, параллельно с основной работой…

Азы профессии наш герой осваивал на разъезде Окунайский в должности осмотрщика-ремонтника вагонов. Затем его перевели в Киренгу, где он, помимо основной работы, выполнял и обязанности «сохранника» – осмотрщика вагонов по сохранности вагонного парка.

Со временем стал замещать бригадира, почётного железнодорожника Сергея Копытина, так что ему приходилось выезжать на все отцепки вагонов и отказы технических средств.

Бывало, за смену Анатолий Иванович выявлял по нескольку неисправностей подряд: нагрев букс, излом тягового хомута (это один из важнейших узлов ударно-тягового оборудования), излом клина тягового хомута. Выявлял он и трещины боковой рамы тележки – в ту давнюю пору эта неисправность была не столь частой, как ныне, в эпоху общего расслабления изготовителей-литейщиков…

Со временем устаревшие системы меняли на новые, да и вообще лучше стали работать осмотрщики-ремонтники. Если раньше по одному-два вагона в месяц отцепляли в транзитных поездах, то ныне ситуация изменилась в корне – бывает, только раз в полгода приходится производить отцепку, а то и вовсе выходит «по нулям»…

Сегодня «под юрисдикцией» Анатолия Неустроева находится обширная территория: случись что на Ние, Улькане, Небеле или Умбелле, наш герой мчится туда, не мешкая ни минуты – если нет попутного поезда или дежурного автомобиля, то порой добирается на всякого рода перекладных. И за быстрое реагирование на участке своём завоевал Неустроев такую же армированную репутацию, что и бойцы МЧС в районах техногенных и прочих катастроф.

– За Киренгу в Северобайкальском вагонном эксплутационном депо спокойны, ибо там держит позиции настоящий профессионал, – говорит начальник ВЧДЭ-12 Дмитрий Пашинский. – Лёгок на подъём наш «ответственный по Киренге», днём и ночью он находится в режиме постоянной боеготовности. И ещё он профессионал высочайшего уровня, обучил много молодых осмотрщиков-ремонтников вагонов, наставил их на путь истинный. Он пользуется заслуженным уважением и авторитетом не только среди своих коллег-вагонников, но и в кругу руководителей железнодорожного узла Киренга, что помогает ему решать многие вопросы и с начальником станции, и с руководством восстановительного поезда, и с другими командирами. В его активе Почётная грамота МПС, благодарность ЦК Роспрофжела, именные часы начальника дороги и президента ОАО «РЖД»…

Вторая половина

Анатолий Иванович считает, что ровно половина всех его наград и званий по праву принадлежит любимой жене – тоже железнодорожнице, заведующей местным билетным бюро Анне Александровне. Скажем, уехал он в ночь по тревоге на отказ, а она ещё продолжает принимать звонки от дежурных, операторов, ответственных и докладывает: да, выехал в такое-то время, в таком-то направлении. И, конечно, она уже не смыкает глаз – до возвращения мужа. Бывает и так, что он вернётся под утро, только приляжет вздремнуть, а тут снова – подъём восстановительного поезда по тревоге. Хорошо, если учебной. Но так оно и бывает, что в течение двух-трёх лет идут учебные тревоги, а потом, увы, приходит черёд «боевой»…

Будни и практика

Однажды летом, в субботу, наш герой в кои-то веки выбрался на рыбалку. И погода была замечательная, и клёв неплохой, и ушица уже томилась на костерке. Но не тут-то было – жена дозвонилась по сотовому: мол, скорей возвращайся, отказ технических средств на перегоне Кунерма – Умбелла…

Впопыхах собрал снасти, улов, всю обратную дорогу гнал свой внедорожник «Форд» с отжатой до пола педалью газа – но всё же успел. Схватил дома «портупею» – портфель с измерительным инструментом, добежал, вскочил в последний вагон стоявшего под парами попутного пассажирского поезда. Уже горел зелёный свет перед отправлением на восток.

Не менее сложным выдалось и событие на перегоне Чудничный – Лена–Восточная 5 декабря 2011 года, когда из-за излома рельса сошло восемь вагонов с углём. В 40-градусный мороз чётко и оперативно действовали бойцы трёх восстановительных поездов из Киренги, Коршунихи-Ангарской и Северобайкальска. Не отставали от них и работники других подразделений – вагонники, путейцы, связисты, энергетики и эсцебисты…

Вехи

Но больше, конечно, запоминаются яркие, светлые, позитивные моменты. Так, навсегда врезалась в память нашего героя поездка в Тынду на празднование 35-летия с начала строительства БАМа. Тем более что на восток дальше Нижнеангарска он ещё не выбирался. Столько было тёплых, душевных встреч в пути на бамовских станциях, замечательным, феерическим выдался концерт в столице БАМа, в котором участвовало целое созвездие известных артистов.

И апофеозом тех летних торжеств стало награждение лучших работников стальных магистралей. Крепко тогда пожал ему руку, пожелал новых трудовых успехов и вручил именные часы сам президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Его коллеге – вагоннику из Таксимо Александру Шитцу – вручил знак «Почётный железнодорожник».

И вот три года спустя высшей награды стальных магистралей удостоен и сам Неустроев. Когда я предлагаю вспомнить об эмоциях и ощущениях того дня, он на мгновение задумывается, затем из-под густых усов пробивается улыбка:

– Что и говорить – эмоций было через край, приятно, конечно, осознавать, что так высоко оценили мой, как говорится, многолетний добросовестный труд. Получается, что не зря я отработал 23 года в эксплуатационном вагонном депо.

Двадцать четвёртая зима

Редкие часы досуга Анатолий Иванович посвящает просмотру любимых спортивных телепередач: уж очень он любит футбол, хоккей, баскетбол, биатлон и прочие суровые мужские виды спорта.

Со своей супругой Анной Александровной Анатолий Иванович вырастил и воспитал достойных граждан – сына Максима и дочь Юлию. Максим живёт и работает в Киренге, а Юлия после окончания вуза переехала в Новосибирск, вышла там замуж за офицера из спецназа ГРУ.

Коснувшись военной темы, мой собеседник с удовольствием вспоминает свою армейскую, вернее, флотскую юность – всё-таки отслужил три года в боевой части большого противолодочного корабля (БПК) «Стройный». В ту пору была в самом разгаре холодная война и вышеупомянутый советский БПК, вооружённый крылатыми ракетами, бороздил просторы Мирового океана, контролируя все действия американских авианосцев «Эйзенхауэр» и «Нимиц».

После увольнения со службы на флоте бравый моряк Анатолий Неустроев поработал пару лет в Новом Уренгое на нефтегазодобыче, окончил Свердловский горно-металлургический техникум, получил специальность горного техника-электромеханика. А затем сестра Евгения, проживавшая с мужем в Улькане, зазвала его на БАМ.

Поначалу думалось: это ненадолго, поработаю, мол, годик-другой и вернусь на «большую землю».

Но притяжение севера оказалось столь велико, что он встречает здесь уже двадцать четвёртую зиму…

Сергей Ринчинов

Фото автора

Сергей Ринчинов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31