Самые лучшие круги – те, что на железной дороге, считает почётный железнодорожник Нина Кузина.

Стрелки на часах Нины Яковлевны показывали ровно шесть. На самом же деле было одиннадцать. Собеседница, поймав мой взгляд, пояснила: «Привычка жить по московскому времени. Я ведь энергодиспетчер. Тридцать девять лет в этой должности состояла».

"/> Держать в руках мгновение | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20121005 | 9 полоса
22 октября 2020 20:51

22 октября 2020 20:51

Держать в руках мгновение

Самые лучшие круги – те, что на железной дороге, считает почётный железнодорожник Нина Кузина.

Стрелки на часах Нины Яковлевны показывали ровно шесть. На самом же деле было одиннадцать. Собеседница, поймав мой взгляд, пояснила: «Привычка жить по московскому времени. Я ведь энергодиспетчер. Тридцать девять лет в этой должности состояла».

Самые лучшие круги – те, что на железной дороге, считает почётный железнодорожник Нина Кузина <br />
Самые лучшие круги – те, что на железной дороге, считает почётный железнодорожник Нина Кузина.<br />
<br />
Стрелки на часах Нины Яковлевны показывали ровно шесть. На самом же деле было одиннадцать. Собеседница, поймав мой взгляд, пояснила: «Привычка жить по московскому времени. Я ведь энергодиспетчер. Тридцать девять лет в этой должности состояла». <br />
<br />
Для меня её слова, правда, не стали новостью. О том, какой длины трудовой путь Кузиной, я узнал ещё два с половиной года назад, когда присутствовал по заданию редакции на встрече ветеранов Иркутского узла на турбазе «Железнодорожник». Нина Яковлевна привлекла внимание тем, что с ловкостью профессионального фотографа управлялась с камерой.<br />
<br />
– Ну как, получается? – улучив момент, я посмотрел в её фотоаппарате один из снимков. И развёл руками: он был сделан по высшему разряду.<br />
<br />
Находившиеся рядом ветераны пояснили, что Нина Яковлевна берёт фотоаппарат на все мероприятия.<br />
<br />
– А чего здесь особенного, – пояснила мне её дочь Елена. – Моя мама с девичьего возраста увлекается фотосъёмкой. У неё такой архив, что не умещается в нескольких больших картонных коробках. Она начала снимать в то время, когда ещё плёночные фотоаппараты были редкостью. Сама и снимки печатала... <br />
<br />
– Наш коллектив Нина Яковлевна также обеспечивала фотографиями, – рассказала мне позже её бывшая коллега старший энергодиспетчер Вера Селиванова, на днях получившая Почётную грамоту Министерства транспорта РФ. – Глядя на эти фото, мы вспоминаем себя молодыми, как работали и проводили праздники. Но ещё больше нам повезло в другом: такого наставника, как она, вряд ли где ещё найдёшь. Благодаря ей такие, как я, начинающие энергодиспетчеры Иркутского энергоучастка приобрели необходимые навыки, научились, как говорится, держать в руках мгновения.<br />
<br />
Вера Селиванова с Ниной Яковлевной проработала в одном цехе около пятнадцати лет. Первые шаги делала под её наблюдением в качестве помощника энергодиспетчера. И таких, кто прошёл стажировку у Нины Яковлевны, полтора десятка. И каждый из них отмечался за работу правительственными, отраслевыми или дорожными наградами. А бывшие её ученики Анна Ларионова и Владимир Трофимов стали почётными железнодорожниками. <br />
<br />
Пятнадцать ЭЧК, двадцать одна тяговая подстанция. А между ними контактная сеть. Вся эта инфраструктура постоянно в поле зрения энергодиспетчеров, контролирующих ситуацию на четырёх энергодиспетчерских кругах, расположенных в границах от Слюдянки до станции Делюр. Нине Яковлевне эти круги как родные. Она и сейчас помнит каждый «закоулок» этой сложной энергетической системы, когда на электрическую тягу переводились участки Иркутск – Слюдянка и Зима – Иркутск. В начале 90-х годов её фамилия неоднократно звучала в числе лучших за безукоризненную операцию по переводу участка Зима – Слюдянка с постоянного на переменный ток.<br />
<br />
– Наша ВСЖД всегда была экспериментальной. В том числе и по части энергетики, – рассказывает Нина Яковлевна. – Сколько себя помню, начиная с того момента, как стала работать электромехаником на тяговой подстанции Култук, когда по Транссибу ещё ходили паровозы, всегда что-нибудь вводили новое, перестраивали, переделывали. Мне пришлось участовать в монтаже в границах стыковых станций постов переключения постоянного тока на переменный, в переводе тяговых подстанций с ртутных выпрямителей на полупроводниковые, в работах по замене металлических опор на железобетонные. Нередко на каждую операцию отводились «окна» по 15 минут. За это ограниченное время нужно было организовать работу нескольких бригад электромехаников, обечеспечить их безопасность.<br />
<br />
Особо памятен перевод с постоянного тока на переменный участка Зима – Черемхово, когда ей доверили провести организацию всего этого процесса с помощником Надеждой Мисун. Москва отвела на эту операцию 16 часов с полным перекрытием движения по обоим путям Транссиба. Но Нина Яковлевна так организовала взаимодействие с бригадами электромехаников на тяговых подстанциях, что поезда пошли на семь часов раньше.<br />
<br />
В трудовой книжке Нины Яковлевны три вкладыша. Все страницы расписаны благодарностями и поощрениями.<br />
<br />
Неоднократно участвовала в конкурсах дорожного мастерства и постоянно включалась в список «Лучший по профессии» на ВСЖД. И на сети дорог её дважды признавали лучшим энергодиспетчером. Но самое главное её достижение – четверо детей, девять внуков и четыре правнука. На пенсии не позволяет себе скучать. Поддерживает контакты с сослуживцами, переписывается по электронной почте с родными и знакомыми, проживающими на Украине, в Германии и Южной Корее. И приобщает к этому своих правнуков. В общем, была технарём – им и осталась в свои 80 лет. <br />
Александр Иванов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31