Главный документ на ВСЖД работает и всем без исключения приносит пользу.

О сохранении обязательств ОАО «РЖД» в рамках коллективных договоров, о работе профсоюза в условиях перехода дорожных подразделений в вертикально интегрированные структуры рассказывает председатель Дорпрофжела Александр Старцев.

"/> Колдоговор сплачивает | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120921 | 5 полоса
27 января 2021 06:28

27 января 2021 06:28

Колдоговор сплачивает

Главный документ на ВСЖД работает и всем без исключения приносит пользу.

О сохранении обязательств ОАО «РЖД» в рамках коллективных договоров, о работе профсоюза в условиях перехода дорожных подразделений в вертикально интегрированные структуры рассказывает председатель Дорпрофжела Александр Старцев.

Главный документ на ВСЖД работает и всем без исключения приносит пользу.<br />
<br />
О сохранении обязательств ОАО «РЖД» в рамках коллективных договоров, о работе профсоюза в условиях перехода дорожных подразделений в вертикально интегрированные структуры рассказывает председатель Дорпрофжела Александр Старцев.<br />
<br />
Вертикаль права не отнимет<br />
<br />
– Александр Сергеевич, кое-кто из железнодорожников, работающих на полигоне ВСЖД, побаивается, что дальнейшее реформирование и, в частности, переход со следующего месяца Восточно-Сибирской дирекции инфрастуктуры в вертикальное подчинение, поубавит прав у работников наёмного труда. Правомерно ли такое опасение? <br />
<br />
– Начнём по порядку. Этот год в плане преобразования отрасли действительно является знаковым. В соответствии с реформированием железнодорожного транспорта продолжается переход дирекций инфрастуктуры в вертикаль. Этот период обозначен, сроки установлены – 1 октября. Какие вопросы и проблемы в связи с этим возникают? Ну, наверное, центральная тема – каждый работник новообразованной вертикали хочет знать, какое будущее его ждёт. Это действительно волнует. На этой волне мы и провели IV социально-экономический форум на ВСЖД в режиме аудио- и видеоконференции. Была предоставлена возможность поприсутствовать на нём представителям трудовых коллективов, менеджмента, профсоюзных организаций. Всего в работе форума приняли участие более тысячи человек. На этом меро-приятии мы подвели итоги первого полугодия, поставили задачи на второе, шёл разговор и о дальнейших преобразованиях.<br />
<br />
Что видим в ходе реформирования? Мы и раньше работали с вертикально интегрированными структурами как в составе ОАО «РЖД», так и в границах дороги: дочерними зависимыми обществми, самостоятельными предприятиями, вагоноремонтными компаниями, системами негосударственных учреждений здравоохранения, образования и т.д. Сегодня все они вместе с нами нарабатывают опыт и регламент по взаимодействию со своими смежниками по перевозочному процессу и в целом по выполнению задач, которые стоят перед ОАО «РЖД». Если раньше у нас были отраслевые соглашения и единый Коллективный договор, то сегодня таких колдоговоров в границах дороги более 60. Поэтому на всех уровнях вертикали существует система двусторонних договорных обязательств. <br />
<br />
– Следовательно, принцип социального партнёрства не только сохранён, но и развивается?<br />
<br />
– Конечно. Двадцать лет прошло, как мы заключили первые отраслевые соглашения и колдоговор. Эта традиция сохранена и является основным принципом отношений работодателей и представителей наёмного труда. Есть взаимное встречное желение вести эти переговоры, найти взаимоприемлемые решения в форме единого социального документа, по которому работает любая уважающая себя структура. По такой справедливой схеме в ОАО «РЖД» построено всё снизу доверху. Поэтому человек, попадая в новую структуру, будет находиться под защитой профсоюзной организации, если, конечно, она сохранилась. Что касается самого социального пакета любого колдоговора, то он зависит от эффективности деятельности предприятия.<br />
<br />
Дирекция в цене<br />
<br />
– В новую Дирекцию инфрастуктуры на ВСЖД перешли около двадцати тысяч человек. Некоторые, а таковые обязательно найдутся, посчитают, что для них складываются риски в потенциальном урезании социальных прав. Кто им-то будет разъяснить и как их убедить, что новый переход ничем не грозит?<br />
<br />
– На сегодня первичная профсоюзная организация ОАО «РЖД» создана, определена вертикально интегрированная структура профсоюза. Все ППО (ПЧ, ШЧ, ЭЧ и т.д.) прикреплены к территориальным структурам, филиалам дорожной профсоюзной организации. Все предприятия, независимо от принадлежности – ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3 (Новосибирск, Хабаровск, Иркутск) или другие, – территориально прикреплены к органам профорганизаций Дорпрофжела на местах. <br />
<br />
У нас сегодня четыре филиала и региональный отдел. Проблема создания Иркутского регионального отдела была продиктована созданием дирекций дорожного уровня. Сегодня идёт обкатка такой структуры. Но задача осталась прежней – социально-экономическая защита всех членов профсоюза на полигоне дороги. Это консультации, разъяснения, разрешение возникающих конфликтов, вопросы охраны труда, промышленной безопасности, производственной санитарии, безопасных условий труда, аттестации рабочих мест. По существу, деятельность нашего профсоюза разделена на два направления – тактическое (правовая и социальная защита, технический блок, соблюдение норм коллективных договоров) и стратегическое (наработка вопросов и их реализация на местах в случае создания новых структур, например ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «ФПК» и других).<br />
<br />
У нас структура чуть-чуть не совпадает с хозяйственным устройством на дороге. По той простой причине, что произошла передислокация некоторых предприятий. Тем не менее, во-первых, тот минимальный аппарат, который имеется в филилах дорожной профсоюзной организации, позволяет мобильно реагировать на возникающие вопросы, а во-вторых, это экономия профсоюзных средств. Одно дело посылать профсоюзного работника за полторы тысячи колометров для решения вопроса, другое – за сто километров. <br />
<br />
– Выходит, на очередном витке реформирования отрасли, а это создание Дирекции инфрастуктуры, вы у себя ничего, образно говоря, не тронете?<br />
<br />
– Если вопрос вообще о реформировании – это одно, а если речь идёт о создании Центральной дирекции инфрастуктуры, то ничего менять не будем. Хотя в новом хозяйственном образовании мы будем создавать Совет председателей первичных профсоюзных организациях. Это орган, который предусмотрен нашим уставом, и такие координационные советы в границах дороги, в частности на крупных узлах, давно и успешно работают. В их состав входят представители ППО основных предприятий на крупных узлах, которые совместно с соответствующими советами руководителей этих предприятий определяют политику взаимодействия всех структур на территории, а именно: поготовку к работе в зимних условиях, спортивные мероприятия, оздоровление работников и их детей, социальные вопросы, начиная с обеспечения железнодорожников и ветеранов бытовым топливом, ну и масса других дел. Поэтому при создании дирекции инфрастуктуры мы сохраняем существующую систему управления. Мы совместно с руководством ДИ определим оптимальный состав этого совета – представители каких предприятий, узлов и служб в него войдут. И такая работа уже ведётся. <br />
<br />
– Но ведь опасения, в том числе и за сохранения своего рабочего места в связи с созданием новой очередной вертикали, у рядового члена Роспрофжела остались и, может быть, даже возросли...<br />
<br />
– Возможно, это так, вопросы действительно возникают: а что будет, а как будет, сохранятся ли льготы, будут ли действовать прежние нормативные документы? Опять-таки повторюсь: независимо от того, в какой дирекции – дорожной ли, вертикально интегрированной – трудится работник ОАО «РЖД», он находится под защитой главного документа, подписанного, с одной стороны, президентом компании Владимиром Ивановичем Якуниным и со стороны работников – председателем отраслевого проф-союза Николаем Алексеевичем Никифоровым. Этот документ работает до конца 2013 года и является основным во взаимоотношениях работника наёмного труда и работодателя. Поэтому в этом плане никаких изменений не будет.<br />
<br />
Когда мы ехали с осмотром готовности Северобайкальского региона к работе в зимних условиях, то заметили, что на некоторых предприятиях люди стали уходить на пенсию. Боятся, что какие-то льготы с переходом Дирекции инфрастуктуры в вертикаль будут отменены. Из-за этой боязни работоспособный человек, с нормальной производительностью труда, ответственный собирается и уходит. Нам совместно с руководителем Дирекции инфрастукутры Александром Анатольевичем Скачковым пришлось давать разъяснения на предприятиях, что никаких последствий и революционных потрясений их переход в новую структуру не несёт.<br />
<br />
– Но на уровне отраслевого профсоюза такой вопрос прорабатывался?<br />
<br />
– Скажу так: если Коллективным договором ОАО «РЖД» определены бесплатные проездные документы, то они и остаются ими. Эта норма колдоговора одинаково обязательна как для руководителя, положим, дистанции пути, так и для работника Центральной дирекции инфрастуктуры. В документе эта норма прописана в самом его начале: она распространяется на работника ОАО «РЖД», в какой бы структуре он ни находился, и никто её не может нарушить. А если и случится такое, то тут же вмешивается со стороны работодателя правовой департамент, со стороны профсоюза, соответственно, – аналогичная структура (правовая инспекция). И за нарушением однозначно следует наказание соответствующих работников, допустивших искажение основного документа.<br />
<br />
Если ветеран находился, положим, на учёте в ШЧ Коршуниха-Ангарская, то он там и остаётся. Дирекция инфрастуктуры направила письма своим пенсионерам: не волнуйтесь, ваши гарантии и льготы будут сохранены. Изменения основного отраслевого документа не могут быть продиктованы изменениями границ подчинения одного работодателя.<br />
<br />
КСП – решение неоднозначное<br />
<br />
– На том же IV социально-экономическом форуме на ВСЖД у некоторых работников проскальзывали в выступлениях опасения: дескать, КСП вводят, а отраслевой договор отменят после 2013 года. Так ли это будет?<br />
<br />
– За двадцать лет переговорного процесса принятия колдоговоров и отраслевых соглашений ещё ни одного отрезка времени не было без изменений. Меняются условия работы, меняется, соответственно, структура, меняется финансово-экономическая ситуация в государстве, изменяется, в конце концов, правовое поле. Всё это диктует измения коллективных договоров. У нас были периоды, когда мы лонгировали коллективные договоры, на волне безработицы мы принимали разделы по защите трудовых прав из-за сокращений – так называемую программу занятости. В период кризиса мы принимали отдельные распоряжения и дополнения к колдоговору по сохранению трудовых коллективов. То, что касается новых направлений. Сегодня работодатель в целях стимулирования отдельных категорий работников принял решение по КСП. Это, кстати, всегда было: стимулирование работы в особых условиях. Да, компенсируемый социальный пакет – решение неоднозначное. Если это дополнительная мотивация, то нормально, и применение его со стороны работодателя, конечно, целесообразно. Если же подмена коллективного договора, то это, мягко говоря, некорректно, это не движение вперёд. Потому что человек, отработавший в отрасли 20, 30, 40 лет и принимающий колдоговор как нечто самой собой разумеющееся, может при отсутствии такового потерять лояльность к компании, а этого мы все допустить не можем.<br />
<br />
Поиск компромиссных и новых решений – нормальный формат переговорного процесса. И если к колдоговору нужен отдельный нормативный акт, который будет стимулировать работников, то такому документу, конечно, нужно давать зелёный свет.<br />
<br />
Центральная дирекция инфрастуктуры будет нарабатывать свои локальные нормативные акты уровня ОАО «РЖД», но в работе над всеми этими документами будут трудиться и представители нашего отраслевого профсоюза.<br />
<br />
Беседовал Александр Филиппов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30