Для повышения КПД ежегодных встреч мало поменять место их проведения. В корректировке, видимо, нуждается и сам формат БЭФа.

Научно-практическая конференция в рамках VIII Байкальского международного экономического форума проходила под девизом «Новая экономика – новые подходы». Ему в точности соответствовало содержание работы главы железнодорожной компании в столице Бурятии.

"/> Новые подходы в девизах и в сводке рабочего дня | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120921 | 8-9 полоса
19 января 2021 22:20

19 января 2021 22:20

Новые подходы в девизах и в сводке рабочего дня

Для повышения КПД ежегодных встреч мало поменять место их проведения. В корректировке, видимо, нуждается и сам формат БЭФа.

Научно-практическая конференция в рамках VIII Байкальского международного экономического форума проходила под девизом «Новая экономика – новые подходы». Ему в точности соответствовало содержание работы главы железнодорожной компании в столице Бурятии.

Для повышения КПД ежегодных встреч мало поменять место их проведения.<br />
<br />
В корректировке, видимо, нуждается и сам формат БЭФа.<br />
<br />
Научно-практическая конференция в рамках VIII Байкальского международного экономического форума проходила под девизом «Новая экономика – новые подходы». Ему в точности соответствовало содержание работы главы железнодорожной компании в столице Бурятии.<br />
<br />
– Когда мне говорят, что в прежние времена вода была мокрее, девушки красивее, а мужики выше, я в это не верю, – сразу отсёк блудословие в стиле ностальжи Владимир Якунин на встрече с работниками Улан-Удэнского железнодорожного узла. – И вам не советую. Вот сейчас мы ехали с начальником дороги. Он мне рассказывает, какой ключевой вопрос рассматривался на всех совещаниях в Министерстве путей сообщения в 90-е годы. Вопрос этот назывался «колбасно-продуктовый набор».<br />
<br />
Президент РЖД попросил не забывать одну простую вещь: произошла полная реконструкция экономических отношений, в которых развивается общество.<br />
<br />
– Мы никогда в жизни не могли себе представить, что государство начнёт, впервые начнёт реально дотировать железнодорожный транспорт. Почему дотирует? Потому что мы регулируемая естественная монополия, мы не можем установить те цены, которые являются экономически обоснованными на наши перевозки. Потому что тарифы устанавливает государство. Но государство должно компенсировать то, что мы не зарабатываем, а работу мы на этот объём произвели. И это постоянная проблема президента и членов правления компании, когда мы ведём дискуссию в правительстве и на уровне главы государства.<br />
<br />
Деятельность компании не ограничивается только предоставлением аргументов в пользу необходимого и достаточного дотирования пассажирских перевозок, инвестирования в транспортную инфраструктуру, в БАМ (где вторые пути в ценах 2011 года обойдутся в 785 млрд руб.), в Транссиб (где требуется 173 млрд руб.). Новый подход к экономике в умении считать, стимулировать – и экономить.<br />
<br />
В этом смысле порадовал Владимира Якунина доклад начальника Улан-Удэнского ремонтного локомотивного депо Евгения Чупрова. После того как в начале 2011-го предприятие было перепрофилировано под ремонт тепловозов в объёмах текущего ремонта ТР-2 и ТР-1, техническое обслуживание в объёме ТО-2, ТО-3 и закупки оборудования на 28,2 млн руб., здесь сразу решили две задачи. Во-первых, наладили поточное производство с учётом особенностей ремонта тепловозов. Во-вторых, сократили простои на плановых видах ремонта. Для этого ремонтники организовали сквозное движение подвижного состава через основные корпуса депо, реконструировали ремонтные стойла, дооснастили рабочие места необходимым инструментом и приспособлениями. Работать по этой технологии начали в начале 2012-го, и уже сейчас экономический эффект от проведённых мероприятий превысил 4,5 млн руб. Простой локомотивов на плановых видах ремонта сократился в два раза.<br />
<br />
То есть в любое время, а в кризисное особенно, к экономике может быть только два подхода – уменьшение затрат и инвестиции в прорывные направления. И именно эту мысль Владимир Якунин постарался донести до участников пленарного заседания международной экономической конференции. Ну какие такие новые подходы надо изобретать, если на одном из направлений РЖД имеет заявки на 100 млн тонн груза, а Кузнецовский тоннель способен пропустить 52? Надо элементарно вкладываться – чтобы сегодняшняя псевдоэкономия не легла тяжким грузом на плечи следующего поколения.<br />
<br />
– Реализация планов освоения сибирских и дальневосточных месторождений требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надёжной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объёмами перевозок, – заявил глава компании.<br />
<br />
Слайды, сопровождавшие выступление Владимира Якунина, подтверждали, что Транссиб уже сейчас является одной из самых грузонапряжённых магистралей в мире, а в перспективе на многих её участках запросы экономики будут исчисляться сотней пар грузовых и пассажирских поездов в среднем в сутки:<br />
<br />
– Если общий рост грузооборота железнодорожного транспорта прогнозируется к 2020 году на уровне около 40%, то на БАМе предполагается его увеличение более чем в 2,5 раза, а объёмы прироста грузопотоков на подходах к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу возрастут почти в 3,5 раза к уровню 2011 года.<br />
<br />
Понятно, что такой объём инвестиций не под силу ни одной компании, даже такой как ОАО «РЖД». <br />
<br />
Выступление Владимира Якунина восстановило в зале заседаний подобающую такому форуму тишину, которая – очевидцы не дадут соврать – была нарушена под занавес выступления Аркадия Дворковича.<br />
<br />
Свой доклад вице-премьер правительства России начал с зачтения приветствия президента России Владимира Путина и поздравления премьера Дмитрия Медведева с днём рождения. Затем затронул проблему Байкальского ЦБК: стыдно, признал он, что существуют такие предприятия. Затем перешёл к главному:<br />
<br />
– Что мы собираемся делать? Мы решили жить по средствам.<br />
<br />
Это значит, пояснил Аркадий Дворкович, что нужно научиться и тратить деньги эффективно, и зарабатывать. В качестве основного инструмента для решения этой задачи правительство видит государственные программы. Надежды оно возглагает на новое поколение бизнесменов.<br />
<br />
После выступления Владимира Якунина Аркадий Дворкович вновь взял слово и пояснил:<br />
<br />
– Государственная поддержка РЖД не уменьшится, а увеличится, но её форма будет изменена. Сейчас субсидии составляют около 100 млрд руб., а в следующем году будет использован механизм государственных гарантий на инфраструктурные облигации, что позволит увеличить финансирование, вероятно, вдвое.<br />
<br />
В кабинете министров, по словам вице-премьера, отдают отчёт, что именно увеличение пропускных способностей БАМа и Транссиба является непременным условием развития Сибирского и Дальневосточного регионов. «Транссиб является приоритетом для правительства, и у него хорошие перспективы. С БАМом ситуация сложнее, но мы понимаем, что без него регионам тоже не обойтись».<br />
<br />
Уже по возвращении в Иркутск, после «расшифровки» записи выступлений на пленарном заседании выяснилось: из десятка выступлений девизу научно-практической конференции соответствовало только то, с которым обратился к участникам глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын.<br />
<br />
– Современный мир уже приходит к пониманию, что ресурс рыночной экономики на исходе и для дальнейшего развития мировой экономики нужны новые целевые горизонты, – отметил хозяин площадки. – Нужна новая экономика, в основе которой главное место должны занять человек и природа. Новая экономика требует не просто инвестиций или новых технологий, а прежде всего – экологических и социальных инноваций.<br />
<br />
Рост производительности труда, констатировал Вячеслав Наговицын, безусловно, очень важный фактор экономического развития, но он не должен приводить к росту безработицы и обнищанию части населения. Нужны новые регуляторы в обществе, которые бы востребовали больше рабочих рук даже при росте производительности труда.<br />
<br />
Составляющие новой экономики, по мнению главы Бурятии, кроются в рачительном подходе к природопользованию. Государства должны преодолеть катастрофическое имущественное расслоение общества, стимулировать экономию материальных и энергетических ресурсов, использование альтернативной энергетики от возобновляемых источников, понуждать с помощью экономических рычагов утилизацию отходов и их вторичное использование.<br />
<br />
И Бурятия активно включилась в эту работу. Здесь реализуется программа сохранения и развития малых сёл, в которых производят по-настоящему натуральные продукты – без примесей, добавок, выращенные в условиях девственной природы.<br />
<br />
– В прошлом, – напомнил Вячеслав Наговицын, – боргойская говядина и байкальский омуль поставлялись из Бурятии в Москву к царскому столу. Именно такая продукция лет через 50 будет во всех магазинах, вытеснив генно-модифицированные суррогатные продукты.<br />
<br />
Гуманитарный акцент на экономической конференции сочли бы местечковым философствованием, если бы глава республики не подкреплял свои размышления делами. На следующий день для участников конференции был организован выезд в свободную экономическую зону «Байкальская гавань». На Баргузинском тракте в Прибайкальском районе уже возведено административное здание ОЭЗ. К приезду гостей здесь забил первый фонтан. Участников форума заверили: строительство гостиничных комплексов начнётся со дня на день. Сказано было в субботу, а в понедельник стройка стартовала.<br />
<br />
– К 2014 году в «Байкальской гавани» будут работать все отели, – заявил Наговицын.<br />
<br />
Ещё через четыре года Бурятия примет первых горнолыжников у подножья горы Бычья. Появится в Турке и круглогодичный детский лагерь, и бизнес-центр. Последнее весьма актуально, поскольку вечером улан-удэнские знакомые только и говорили, что кортежи с участниками форума довели их до белого каления.<br />
<br />
– Мы каждый год проводим от 10 до 15 различных фестивалей и других мероприятий в летнее время, – признал глава республики, – и всегда испытывали проблему в том, чтобы провести форумы непосредственно на берегах Байкала. Вот здесь, буквально на этой площадке, которую мы открыли, будет бизнес-центр с залом на 1200 человек.<br />
<br />
Справедливости ради надо сказать, что само по себе вынесение форума за город его КПД не повысит. Семь двухчасовых круглых столов и двухчасовое пленарное заседание – явно не тот формат, который способствует выявлению новых идей. Прибавим сюда преобладание среди выступавших на пленарке представителей исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней, у которых и без того нет недостатка эфирного времени.<br />
<br />
Можно легко сравнить уровень восьмого форума с уровнем первого. Можно сопоставить полномочия участников – особенно применительно к заявленной повестке. Можно сравнить содержательную часть докладов Егора Строева и Валентины Матвиенко. Если кто не помнит, то в 2000 году прошла презентация транспортного коридора от Сеула до Лиссабона. Уже тогда ставился вопрос об особом налоговом режиме для Сибири и Дальнего Востока. Можно сравнить, сколь широко были представлены наука и предпринимательское сообщество. Практически по всем параметрам (кроме замены гулянья в «Тальцах» на поездку в «Байкальскую гавань») сопоставление будет не в пользу Байкальского форума № 8. Если не учредители, то участники БЭФа должны отдавать себе в этом отчёт.<br />
<br />
Владимир Медведев. Фото Владимира Кузьмищева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30