Хороший путеец должен быть доморощенным.

В октябре Николай Николаевич отметит 40-летие работы на железнодорожном транспорте. И 38 из них пришлись на Мысовскую дистанцию пути. Почитай вся жизнь прошла под рокот волн священного Сибирского моря, ведь большая часть байкальских километров Транссиба приходится как раз на Мысовскую. Такой вот однолюб.

"/> Байкальская закалка | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120914 | 10 полоса
24 октября 2020 07:09

24 октября 2020 07:09

Байкальская закалка

Хороший путеец должен быть доморощенным.

В октябре Николай Николаевич отметит 40-летие работы на железнодорожном транспорте. И 38 из них пришлись на Мысовскую дистанцию пути. Почитай вся жизнь прошла под рокот волн священного Сибирского моря, ведь большая часть байкальских километров Транссиба приходится как раз на Мысовскую. Такой вот однолюб.

Хороший путеец должен быть доморощенным.<br />
<br />
В октябре Николай Николаевич отметит 40-летие работы на железнодорожном транспорте. И 38 из них пришлись на Мысовскую дистанцию пути. Почитай вся жизнь прошла под рокот волн священного Сибирского моря, ведь большая часть байкальских километров Транссиба приходится как раз на Мысовскую. Такой вот однолюб.<br />
<br />
Кандидатуру Березенцева для газеты предложил заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам Мысовской дистанции Николай Ефремов, заметив, с каким живым интересом выездная редакция «Гудка» рассматривает техкласс и его начинку – всевозможные ключи, молотки и кувалды, другие приспособления, элементы верхнего строения пути.<br />
<br />
– Практически всё здесь изготовлено своими руками, это владения нашего инженера по подготовке кадров Николая Николаевича Березенцева. Были лет пять назад представители нашего департамента из Москвы, так и они похвалили его за смекалку, за постановку обучения. Вот бы написать об этом хорошем человеке и работнике, почётном железнодорожнике… – и Николай Ефремов сделал короткую паузу. <br />
<br />
А какие могут быть возражения против такой просьбы, тем более, как выяснилось в дальнейшем, в биографии Березенцева оказался и другой, удивительный по нынешним временам, факт: два с лишним десятилетия он руководил мысовскими путейцами, а это целая эпоха в путевом хозяйстве отрасли.<br />
<br />
Но начинали мы разговор с Николаем Николаевичем всё-таки с техкласса.<br />
<br />
– Да не один я его делал, – сразу же улыбнулся Березенцев. – Помогали мне. В первую очередь монтёр пути Максим Александрович Соловьёв. Он хорошо режет по дереву, вот с ним в основном и мастерили макеты путейских инструментов, скреплений, других деталей, чтобы не только по плакатам вести обучение, а иметь под рукой более наглядный материал.<br />
<br />
– И не скажешь по внешнему виду, что всё это из дерева, – замечаю я.<br />
<br />
– Такую массу железа стены из гипсокартона просто не выдержали бы, вернее, сам гипсокартон, – открывает секрет Березенцев. – Вот и пришлось помудрить, чтобы всё выглядело как настоящее. <br />
<br />
Впрочем, проявлять хозяйскую жилку ему не впервой. Полноправным хозяином Мысовской дистанции Николай Николаевич стал в 1981 году. Правда, до этого семь лет отработал здесь же замом по текущему содержанию пути. В замы, в свою очередь, был выдвинут сразу из мастеров соседней Улан-Удэнской дистанции пути, на которую попал по распределению Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта.<br />
<br />
– В 33 года я начальник дистанции. Зона ответственности – 380 км: от Байкальска до станции Тимлюй. Километры не простые, ведь на этом участке много кривых малого радиуса, с одной стороны – крутые, отвесные сопки, с другой – Байкал. Как весна или лето, так и жди сюрпризов, которые могут преподнести непогода или сочетание других факторов. Чтобы успешно им противостоять, нужно быть хорошим хозяином, предусмотрительным, – говорит Николай Николаевич, – а ведь приходилось ещё заниматься в те годы и социалкой. У нас была своя пилорама, свой строительный цех, лес сами готовили и дома сами строили для своих работников. Но главная задача была всё-таки одна – обеспечить безопасность движения поездов. <br />
<br />
И с этой задачей путейцы справлялись вопреки всему. Памятным для Березенцева и его коллег, например, выдался 1993 год. Пятого августа монгольский циклон, преодолев горные кряжи, свалился на побережье Байкала. Почти с отвесных склонов низвергались пенные водопады, волоча камни и деревья, стремительно набухли и вышли на волю горные речки. И так несколько суток. Рекордное количество осадков привело к серьёзным повреждениям полотна, водой уносило бетонные трубы. <br />
<br />
– В общем, 28 размывов – и все на нашей дистанции. Работали днями и ночами, поезда пропускали по одному пути. Нам помогала вся дорога. И ведь ни одного схода подвижного состава не допустили на этом участке, – вспоминает Николай Николаевич. <br />
<br />
Но больше всё-таки, по его словам, было обычной, повседневной работы, но при этом интересной. <br />
<br />
– Развивалась дорога, развивалась и дистанция. Приходила новая техника, новые технологии. В конце девяностых именно на участке нашей дистанции впервые в истории Восточно-Сибирской уложили бесстыковой путь. Учиться пришлось и нам, руководителям, и монтёрам. Сейчас его доля приблизилась к 80%, и в недалёком времени весь главный ход дороги будет в «бархате». Но приятно, что с нас пошло.<br />
<br />
– Николай Николаевич, а ручного труда поубавилось, если сравнивать с прежними временами?<br />
<br />
– Ощутимо. Бесстыковой путь всё же больше подвержен механизации. Сейчас даже стрелки монтируются блоками и машинами. А раньше мы вручную и брусья меняли, и сами стрелки. Вручную же выгружали шпалы и брусья с полувагонов. Физических нагрузок и сейчас хватает, но их меньше, – отвечает Березенцев.<br />
<br />
Впрочем, сейчас он больше живёт своими учебными заботами. С удовлетворением отмечает, что в дистанции монтёры пути доморощенные, со стороны почти нет, и текучесть кадров маленькая. Есть у них и возможности для карьерного роста.<br />
<br />
– Вон сколько у меня было за эти годы первозимников, а сейчас многие из них стали бригадирами, мастерами. И выше идут. Вот, например, Евгений Ефремов весной этого года возглавил Северобайкальскую дистанцию пути, а начинал у нас монтёром, – радуется Николай Николаевич и подводит итог этой теме: – Для путейца главное – не останавливаться, а расти, хоть вверх, хоть вглубь, соблюдать дисциплину, не отбывать урок, а работать. Тогда всё получаться будет. <br />
<br />
У самого ветерана, похоже, большей частью так и было и на работе, и дома. Не раз дистанция удостаивалась признания разного уровня, а сам её руководитель получил не только «Почётного железнодорожника», но и заслуженного инженера Бурятии.<br />
<br />
Рядом с ним долгие годы работала супруга Людмила Владимировна, железнодорожником стал сын Владимир. Есть у Березенцева и занятия для души. Сейчас немало времени отнимает дача, в свободные минуты тянет к себе Байкал, где он любит пытать рыбацкое счастье. Да и речушек кругом хватает, где на крючок можно подцепить проворного хариуса или колючего окунька. Добавляет позитива к жизни и работе и Байкал, что днём и ночью трудится, шлифуя прибрежную гальку. Ритм тот же, что и на магистрали, она ведь не знает покоя.<br />
<br />
Сергей Кез, соб.кор.&quot;Гудка&quot;
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31