Эпидемиологи всегда на страже здоровья железнодорожников и пассажиров.

15 сентября отметят свой праздник работники санитарно-эпидемиологической службы. Именно в этот день 90 лет назад был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». Потому что именно этот документ на годы вперёд определил задачи и структуру службы, положил начало созданию специализированных санитарно-профилактических учреждений.

"/> Санитарный контроль | Восточно-Сибирский путь | Газета от 20120914 | 12 полоса
24 октября 2020 12:19

24 октября 2020 12:19

Санитарный контроль

Эпидемиологи всегда на страже здоровья железнодорожников и пассажиров.

15 сентября отметят свой праздник работники санитарно-эпидемиологической службы. Именно в этот день 90 лет назад был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». Потому что именно этот документ на годы вперёд определил задачи и структуру службы, положил начало созданию специализированных санитарно-профилактических учреждений.

Эпидемиологи всегда на страже здоровья железнодорожников и пассажиров.<br />
<br />
15 сентября отметят свой праздник работники санитарно-эпидемиологической службы. Именно в этот день 90 лет назад был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». Потому что именно этот документ на годы вперёд определил задачи и структуру службы, положил начало созданию специализированных санитарно-профилактических учреждений.<br />
<br />
Справедливости ради надо признать, что рождение санитарно-гигиенической отрасли медицины в России следует отнести к более раннему времени. Возможно, за отправную точку следует принять 1884 год, когда в Московской губернии была утверждена должность первого в России санитарного врача.<br />
<br />
Истоки<br />
<br />
Примечательно, что в это же время возникает санитарная служба и в Иркутске. К чести сибиряков, по этой части они стали первыми среди чисто губернских центров, поскольку раньше них служба была создана только в городах со статусом столиц – в Петербурге, Москве, Киеве и Варшаве. И в этом значительную роль сыграли политические ссыльные, участники польского восстания врачи Пекарский и Цыхановский, россияне Петров, Радус-Зенкович и другие. Их энергия, профессиональные знания, идеи служения народу в значительной мере содействовали созданию определённого общественного мнения, объединению усилий медиков, местных органов самоуправления в изучении и улучшении условий труда на производствах, созданию норм санитарно-гигиенического контроля, просветительской работы среди населения.<br />
<br />
Больше того: ещё в 1864 году в Иркутске было создано одно из первых в России общество врачей, которое стало настойчиво обращать внимание властей на антисанитарию в городе. Поднимались вопросы изучения состояния школ, здоровья школьников, предъявлялись конкретные санитарно-гигиенические требования к строительству учебных заведений, открытию новых производств, особенно связанных с обработкой металлов, кож, другого сырья. Возникла нужда в лабораторных исследованиях.<br />
<br />
Таким образом, к началу строительства Транссиба в Восточной Сибири уже была создана определённая санитарно-гигиеническая база, сформировалось понимание в части её развития, в необходимости изучения заболеваемости железнодорожников, её причин, изучения влияния объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду и человека.<br />
<br />
Становление<br />
<br />
Транссиб ввёл в хозяйственный оборот государства огромные окраинные пространства, откуда исходила угроза самых страшных в истории человечества эпидемий – чумы, холеры, оспы. И в 1910 году опасения могли стать реальностью. Именно тогда в Иркутске состоялся противочумный съезд, собравший свыше 120 человек.<br />
<br />
В 1913-м в городе открылась Пастеровская станция. В её здании до 1996 года находилась химическая лаборатория дорожного центра госсанэпиднадзора. Сейчас это строение входит в реестр памятников архитектуры деревянного зодчества.<br />
<br />
Годом основания санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте можно считать 1906-й, когда на дорогах ввели должности санитарных врачей и дезинфекторов. Медики разворачивали санитарно-просветительскую работу.<br />
<br />
В 1913 году правительством России были учреждены Правила врачебно-санитарной части железных дорог, открытые для общественного пользования. В них определялись должностные обязанности санитарных врачей. Кстати, уже тогда их численность на железных дорогах России составила 257 человек.<br />
<br />
От Великой Отечественной до БАМа<br />
<br />
В годы Великой Отечественной войны организуются санитарно-эпидемиологические станции. В феврале 1943 года приказом по наркомату путей сообщения в СЭС были преобразованы сан- участки. На ВСЖД было создано четыре СЭС – на станциях Нижнеудинск, Зима, Иркутск- Сортировочный и Улан-Удэ. <br />
<br />
Нелишне упомянуть, что первым главным санитарным врачом дороги была Любовь Вениаминовна Пахуцкая, первым главным врачом дорожной санэпидстанции (ДорСЭС) стала Вера Николаевна Мушникова.<br />
<br />
Сибирь бурно развивалась, строились новые дороги. Эпопея БАМа для работников службы – это поездки в Звёздный, Магистральный, в палаточные посёлки строителей. Врачи проверяли условия труда, проживания, питания, водоснабжения. Целенаправленная деятельность работников санитарной службы принесла свой результат: на новостройках транспорта не было допущено вспышек массовых заболеваний.<br />
<br />
Расширение и реконструкция производств, приход новой транспортной техники приносил свои проблемы. Пришлось серьёзно заниматься изучением заболеваемости на железнодорожных предприятиях, условий труда, отслеживать уровень загазованности, контролировать организацию питания работников, обеспечение инструментарием и спецодеждой.<br />
<br />
Наблюдалось много дерматитов профессионального происхождения – от смазок, химикатов, многие из которых были запрещены к применению. Употреблявшиеся на тепловозах и при их техническом обслуживании, они вызывали повреждения кожи у ремонтников. Сюда, в частности, относились ртутные преобразователи на электровозах. А прохудившиеся выпрямители на тяговых подстанциях приносили свои болезни. И железнодорожники не без оснований опасались работать с этой новой аппаратурой.<br />
<br />
Рука об руку с ВСЖД<br />
<br />
Решение этих вопросов способствовало возникновению деловых отношений руководства ВСЖД с санитарно-медицинской службой, понимание её нужд и забот. Дорога выделяла медикам средства на капитальное строительство, с её помощью приобреталось дорогостоящее оборудование. Жезнодорожники возвели новые здания СЭС в Нижнеудинске, Улан-Удэ, Иркутске и практически закрыли эту проблему по всей дороге. И сегодня с руководством ВСЖД, её служб, отделов и предприятий идёт стабильная совместная работа по созданию комплексных социально-экономических программ оздоровления работников и членов их семей, проведения профилактики заболеваний, по экологии и защите окружающей среды.<br />
<br />
После реорганизации 2005 года санитарная служба на ВСЖД включает Восточно-Сибирский территориальный отдел управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и восемь филиалов Федерального государственного управления здравоохранения (ФГУЗ) «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».<br />
<br />
Дела и люди<br />
<br />
Начальником Восточно-Сибирского территориального отдела (ВСТО) назначена Людмила Кузьминична Смирнова, которая длительное время руководила санитарно-эпидемиологической отраслью медслужбы БАМа. ВСТО укомплектован грамотными, трудолюбивыми и ответственными специалистами, среди которых можно отметить Людмилу Алякину, Аллу Никитину, Лидию Нехороших, Татьяну Большакову, Наталью Судейкину, Оксану Винокурову.<br />
<br />
Восточно-Сибирский филиал ФГУЗ возглавила главный врач Людмила Шевченко. Она из потомственной железнодорожной семьи: отец трудился в вагонном хозяйстве, а мать 47 лет работала помощником санитарного врача Иркутской СЭС. Людмила Фёдоровна около тридцати лет руководила деятельностью нескольких отделов, отделений и лабораторий, занимающихся вопросами гигиены труда, питания детей и подростков, коммунальной гигиены, санитарно- химических и радиологических исследований.<br />
<br />
Восточно-Сибирский дорожный филиал ФГУЗ одним из первых прошёл аккредитацию в системе государственной санитарно-эпидемиологической службы и Госстандарта, получив право на независимые от ведомственной принадлежности исследования. О его технической оснащённости говорит то, что некоторые виды аппаратуры не имеют аналогов в региональных центрах. Филиал по праву гордится химической лабораторией, которой длительное время руководила Людмила Карпухина. Имеющееся здесь уникальное оборудование позволяет определять на промышленных объектах до 70 вредных ингредиентов в воздухе, до 30 – в воде и практически по всему диапазону – в почве, продуктах питания и так далее.<br />
<br />
Формат газетной статьи не позволяет назвать всех, кто посвятил себя служению этому благородному делу. Но мы знаем и помним их имена и их дела. В канун 90-летия со дня создания санитарной службы главный государственный санитарный врач по ВСЖД Татьяна Николаевна Мезенцева и главный врач Восточно-Сибирского дорожного филиала ФГУЗ Владимир Иванович Васильев искренне поздравляют всех стоящих на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения с юбилейной датой.<br />
<br />
Галина Коркина, заведующая информационно-аналитическим отделом Восточно-Сибирского дорожного филиала Центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31