29 октября 2020 10:57

29 октября 2020 10:57

Заказ на профессионалов

ВСЖД первой на сети выстроила целостную систему подготовки кадров массовых профессий

Век живи – век учись. Эта пословица особенно актуальна для железнодорожного транспорта, где постоянно внедряются новые технологии, совершенствуется профилактика обеспечения безопасности движения поездов. О деятельности Дорожного центра обучения в беседе с нашим корреспондентом рассказывает его руководитель Даниил Коноваленко.

ВСЖД ПЕРВОЙ НА СЕТИ ВЫСТРОИЛА ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ<br />
ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИСЬ. ЭТА ПОСЛОВИЦА ОСОБЕННО АКТУАЛЬНА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ГДЕ ПОСТОЯННО ВНЕДРЯЮТСЯ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ПРОФИЛАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ В БЕСЕДЕ С НАШИМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ РАССКАЗЫВАЕТ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ ДАНИИЛ КОНОВАЛЕНКО. <br />
<br />
– Даниил Викторович, начнём с памятных вех. Какими знаменательными событиями примечателен для ДЦО 2012 год?<br />
– Сразу двумя юбилеями. Так сложилось, что скорее всего в октябре будет отмечаться 15-летие образования на ВСЖД Дорожного центра обучения и 90-я годовщина создания в Иркутске-Сортировочном дортехшколы.<br />
– Первая дата, конечно же, памятна многим. В 1997 году на дороге под руководством Геннадия Павловича Комарова произошёл переход на безотделенческую структуру управления. К тому времени кардинальные перемены произошли практически во всех сферах деятельности магистрали. Изменения коснулись и кадровой политики, не так ли?<br />
– Дорожный центр обучения Восточно-Сибирской магистрали был организован в 1997 году путём слияния отделенческих учебных центров. По замыслу руководителей магистрали, конечной целью являлось создание последовательной системы профессионального совершенствования кадров массовых профессий. Эта система включала в себя подготовку, переподготовку, повышение квалификации и, разумеется, качественно новые подходы к обучению рабочих кадров.<br />
Благодаря появлению ДЦО планирование подготовки работников массовых профессий стало осуществляться централизованно службой управления персоналом, но, разумеется, с учётом региональных особенностей и потребностей. <br />
Развитие и финансирование учебных баз ДЦО начало проводиться по единым общедорожным программам. У вновь созданного центра появилась возможность оперативно реагировать на требования времени, особенно в части улучшения подготовки определённых рабочих кадров тех или иных профессий.<br />
– Коль мы заговорили о становлении Дорожного центра обучения, расскажите о тех людях, которые возглавляли его в тот период.<br />
– Первым начальником ДЦО был Владимир Кричигин. Владимир Иванович прошёл большую жизненную школу: работал заместителем начальника Улан-Баторской железной дороги по безопасности движения поездов, начальником службы связи и сигнализации ВСЖД, заместителем главного ревизора нашей магистрали по безопасности движения поездов. <br />
В дальнейшем руководителем центра стал опытнейший локомотивщик Борис Анисимов. До прихода в ДЦО Борис Владимирович работал первым заместителем, а затем и начальником дорожной службы локомотивного хозяйства. <br />
– Насколько мне известно, на сегодня в состав ДЦО входят несколько отделов. Кто стоял у истоков становления ДЦО в регионах?<br />
– Первыми региональными руководителями центра были: Андрей Алексеевич Король и Юрий Петрович Долбак (ст. Улан-Удэ), Александр Васильевич Фартушный и Александр Иванович Володин (ст. Иркутск-Сортировочный), Анатолий Николаевич Войтов (ст. Нижнеудинск), Валерий Иванович Журавлёв (ст. Вихоревка), Владимир Фёдорович Сентюрин и Александр Алексеевич Простакишин (ст. Северобайкальск), Василий Данилович Педуненко (ст. Тайшет).<br />
И как не вспомнить последнего руководителя Иркутской дорожной технической школы. 24 года отработал начальником этого учебного заведения Алексей Евгеньевич Глушков. Ведь именно дортехшкола в Иркутске-Сортировочном по сути и являлась предшественницей нашего центра. В 2007 году Глушков передал свою школу в состав ДЦО. После чего она стала уже региональным отделом.<br />
– Какова, если так можно выразиться, нынешняя визитка Дорожного центра обучения?<br />
– У нас в штате 104 специалиста. Из них 72 – преподаватели и мастера производственного обучения. <br />
Если более конкретно, то, как и в каждом трудовом коллективе, у нас есть свой кадровый костяк, специалисты, которые, собственно, и предопределяют качество подготовки наших учащихся. Назову некоторых из них. Большую организаторскую работу проводят мои заместители Елена Константиновна Снетилова и Надежда Петровна Цурикова. Заслуженным уважением у коллег и учащихся пользуется начальник Тайшетского отдела ДЦО Виктор Васильевич Фирсанов. Вот уж воистину профессионал с большой буквы. В своё время он трудился заместителем начальника локомотивного депо Тайшет по эксплуатации.<br />
Преподавателями высшей категории являются Ирина Степановна Драница (Тайшетский ОДЦО) и Виктор Валерьевич Павлов (ст. Суховская), первой категории – Евгения Геннадьевна Олейник (Улан-Удэнский ОДЦО), Надежда Олеговна Журова (ст. Вихоревка), Оксана Алексеевна Касьянова (Северобайкальский ОДЦО). <br />
– Вашему центру совсем скоро исполняется полтора десятка лет. Как говорится, не много, но и не мало. Каковы промежуточные итоги деятельности ДЦО? <br />
– За свои 15 лет наш центр в общей сложности подготовил более 120 тысяч человек. Из них 8300 работников – на коммерческой основе.<br />
– Что значит «на коммерческой основе»?Расскажите об этом подробнее.<br />
– Дело в том, что начиная с 1998 года ДЦО оказывает платные образовательные услуги в области подготовки и переподготовки рабочих кадров. Основными заказчиками являются службы занятости населения Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края. Помимо этого, нашими деловыми партнёрами являются крупные промышленные предприятия региона, физические лица и дочерние структуры холдинга ОАО «РЖД». <br />
– Кстати о «дочках». Как складываются отношения у ДЦО с ними?<br />
– С подавляющим большинством из них мы находим, как и положено, должное взаимопонимание. <br />
Но, к сожалению, есть и нежелательные исключения. В частности, нас несколько удивляет позиция, занятая руководством Иркутского филиала ОАО «ВРК-3». Вагонники почему-то считают, что учить свои кадры массовых профессий им сподручнее не в учебных и тренажёрных классах ДЦО, а где-то в сторонних учебных заведениях. И это в то время, когда проблема качества ремонта подвижного состава, а следовательно, и обеспечение безопасности движения поездов в вагонном хозяйстве выходит на первый план... По моему убеждению, вагонникам нужно меньше апеллировать к якобы высоким расценкам нашего центра, а руководствоваться одной неоспоримой истиной, что на безопасности движения ни в коем случае нельзя экономить. Ведь специалисты нашего центра не в бирюльки играют, а выполняют корпоративный заказ на обучение, подготовку и переподготовку профессионалов в самом высоком понимании этого слова.<br />
Тем более что наша работа с внешними и внутренними контрагентами ведётся на основе гибкой ценовой политики.<br />
Явные преимущества сотрудничества с ДЦО поняли кадровики таких крупных промышленных объединений, как группа предприятий «Янта», ОАО «Саянскхимпласт», ООО «Компания «Востсибуголь».<br />
– На чём всё же основывается взаимопонимание вашего центра с этими промышленными гигантами Приангарья?<br />
– На элементарном здравом смысле. Зачем тем же угольщикам «огород городить», создавать на пустом месте условия для обучения своих составителей поездов, машинистов локомотивов, осмотрщиков вагонов, монтёров пути? Ведь отличные условия подготовки рабочих кадров уже созданы в каждом региональном отделе нашего центра. Как говорится, от добра добра не ищут...<br />
– Даниил Викторович, а вот меня как журналиста в деятельности ДЦО с начального момента его образования привлекает особый дух творчества, который был всегда присущ его руководителям и специалистам. На память, в частности, приходит оригинальная разработка сотрудников Улан-Удэнского отдела...  <br />
– Вы имеете в виду АСУ-СМ-ТЕСТ? Что и говорить, нам эта автоматизированная система очень помогает в работе. Благодаря ей мы создали единую базу данных обо всех учащихся нашего центра. Больше того, АСУ-СМ-ТЕСТ позволяет отслеживать уровень знаний курсантов в динамике: в начале поступления, во время учёбы и после её завершения.<br />
Важно то, что эта компьютерная система беспристрастна и объективна по отношению ко всем и к каждому. <br />
Теперь наши специалисты не только оценивают качество подготовки того или иного учащегося, но и передают свои рекомендации непосредственно на предприятия. В них указываются сильные и слабые стороны обученных работников. Тем самым мы оптимизируем их дальнейший профессиональный рост, мотивируем специалистов по управлению персоналом на осознанную работу с кадрами массовых профессий.<br />
– А кто и как оценивает качество подготовки рабочих кадров в вашем центре?<br />
– Ответ очевиден – заказчики обучения. Для нас это службы и дирекции, работающие на полигоне Восточно-Сибирской железной дороги. Во время учёбы качество подготовки оценивают руководители и работники кадровых отделов. В большинстве своём они регулярно посещают учебные аудитории нашего центра.<br />
Достаточно широко мы применяем анкетирование. Для этого после окончания занятий в ДЦО на предприятия направляются анкеты социологического опроса работодателей о готовности обученного работника к самостоятельной трудовой деятельности. Учитываем мы и мнения самих учащихся. В региональных отделах центра проводится их анкетирование. В них оцениваются условия учёбы, формы и программы обучения. Всё это для нас не просто формальный ритуал. По результатам анализа опросных листов мы вносим необходимые изменения в организацию и методику нашей работы. <br />
– Так или иначе, но решающей фигурой в любом учебном заведении был, есть и будет учитель. В случае с вашим центром – профильный преподаватель, будь то движенец, вагонник, путеец, локомотивщик, эсцебист... Каково ваше мнение на этот счёт?<br />
– Это правильно – вновь и вновь подтверждать большую роль в нашем деле так называемого человеческого фактора. Ключевой специалист у нас не просто преподаватель, а преподаватель-профессионал. От того, как он владеет своим предметом, как умело применяет эффективные методики обучения, от этого в конечном итоге зависит и качество подготовки наших учащихся. Для этого последние семь лет ДЦО ежегодно проводит по две-три школы передового опыта на базе своих региональных отделов. В 2011 году такие мероприятия прошли для путейцев в Вихоревке, Улан-Удэ и Северобайкальске.<br />
Даниил Коноваленко,НАЧАЛЬНИК ДОРОЖНОГО ЦЕНТРАОБУЧЕНИЯ ВСЖД<br />
<br />
Наша справка<br />
<br />
Даниил Викторович Коноваленко родился в мае 1983 года в Вихоревке.<br />
В 2005 ГОДУ ОКОНЧИЛ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ». В ТОМ ЖЕ ГОДУ СТАЛ АСПИРАНТОМ, А ПОЗДНЕЕ – СТАРШИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, ДОЦЕНТОМ ИРГУПСА. В 2007 ГОДУ ЗАЩИТИЛ КАНДИДАТСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ. ИМЕЕТ УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ ДОЦЕНТА И КАНДИДАТА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК. 28 НОЯБРЯ 2011 ГОДА НАЗНАЧЕН НА ДОЛЖНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА ДЦО. ЖЕНАТ, ВОСПИТЫВАЕТ СЫНА.<br />
Беседовал Борис Ступин. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31