30 октября 2020 05:02

30 октября 2020 05:02

Вышка равнодушия

Есть своя правда в том, что виновник аварии у Будагово не знает, в честь кого названа станция

Очередной разбор, в котором принял участие весь командный состав дороги, был посвящён, увы, очередному ЧП на рельсах главного хода. На этот раз обошлось без жертв и увечий.

ЕСТЬ СВОЯ ПРАВДА В ТОМ, ЧТО ВИНОВНИК АВАРИИ У БУДАГОВО НЕ ЗНАЕТ, В ЧЕСТЬ КОГО НАЗВАНА СТАНЦИЯ<br />
ОЧЕРЕДНОЙ РАЗБОР, В КОТОРОМ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ВЕСЬ КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ДОРОГИ, БЫЛ ПОСВЯЩЁН, УВЫ, ОЧЕРЕДНОМУ ЧП НА РЕЛЬСАХ ГЛАВНОГО ХОДА. НА ЭТОТ РАЗ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЖЕРТВ И УВЕЧИЙ.<br />
<br />
Старая поговорка о том, что повинную голову не секут, в ОАО «РЖД» не в цене. Слишком высока плата за безалаберность и головотяпство на железнодорожном транспорте. Эту прописную истину в очередной раз подтвердил августовский сход на перегоне Утай – Будагово. Лишь по счастливой случайности при роковом повороте вышки автомотрисы в сторону движущегося грузового поезда бригада электромонтёров Нижнеудинской дистанции электроснабжения осталась цела и невредима.<br />
Впрочем, начнём статью о сплошных нарушениях правил и инструкций, написанных, как известно, кровью и потом многих поколений железнодорожников, с напоминая о том, что произошло утром 21 августа на перегоне Утай – Будагово.<br />
<br />
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ<br />
В 5 часов 58 минут по московскому времени на 4767-м км двухпутного электрифицированного участка Транссиба при следовании грузового поезда №2601 весом в 1631 тонну, состоящего из 71 вагона, который вела бригада эксплуатационного локомотивного депо Нижнеудинск, был допущен сход четырёх вагонов, связанный с нарушением габарита на соседнем втором пути. Поезд остановлен по срабатыванию автотормозов с одновременным снятием напряжения с контактной сети по первому пути.<br />
В результате схода остановлено движение поездов по обоим путям. Четыре вагона оказались повреждены в объёме так называемого деповского ремонта. Были исковерканы 29 железобетонных шпал на протяжении 50 метров, срезаны 63 болта скрепления, сбита опора контактной сети. Пострадавшая автомотриса АМД-1 №401 нуждается в текущем ремонте в объёме ТР-1. Из-за инцидента полный перерыв в движении составил 3 часа 12 минут.<br />
В то утро ничто не способствовало столкновению. Было светло, тихо, температура воздуха прогрелась до плюс 11, по небу плыли кучевые облака, дождик, тем более ливень сплошной стеной, не предвиделся... <br />
КОМИССИЕЙ УСТАНОВЛЕНО<br />
Для определения причин схода была проведена комиссионная проверка и инструментальный промер технического состояния электровоза ВЛ80р №1680/1674. Обследована и повреждённая автомотриса АДМ-1 №401. Проанализирован режим ведения поезда и управления автотормозами, прослушан регламент переговоров, изучена техническая документация. Было отмечено, что электровоз эксплуатируется в технически исправном состоянии, нарушений режима ведения поезда со стороны локомотивной бригады не допущено. В начале августа при рабочем проходе вагона-путеизмерителя состояние этого отрезка пути было оценено на отлично. Оказались в нормальном техническом состоянии и пострадавшие вагоны.<br />
Расследованием установлено, что на перегоне с утра проводились работы в технологическое «окно» бригадой ЗЧК Будагово по выправке нескольких опор контактной сети с вышки автомотрисы под управлением машинистов И.В. Кириенко и В.Н. Притиса. Именно последний, по указанию руководителя работ В.Д. Ковалёва, с помощью пульта дистанционного управления развернул вышку для её установки на оси автомотрисы. Вопреки всем инструкциям манипуляция производилась во время прохода по первому пути грузового состава. <br />
Дальнейший ход событий известен – страшный удар, скрежет железа, визг тормозов, перекошенные от страха лица электромонтёров...<br />
<br />
СИСТЕМА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ<br />
После этого ЧП по подразделениям службы электрификации и электроснабжения пошла волна тотальной технической учёбы с последующими экзаменами.<br />
И это оправдано: августовский случай с самонадеянным машинистом автомотрисы нижнеудинского энергохозяйства даже в масштабах сети – случай небывалый. В сходах бывают виноваты путейцы, эсцебисты, движенцы, вагонники, но только не энергетики. А тут они столкнули два работающих железнодорожных объекта, как говорится, лоб в лоб.<br />
Все виновные в сходе понесли ответственность: и дисциплинарную, и материальную. Начальник дороги Василий Фролов выслушал всех сопричастных к сходу на двухчасовом разборе в режиме онлайн и сделал жёсткий вывод:<br />
– Глубина провала в этой дистанции оказалась больше, чем я предполагал. Здесь наглядно проявилась полная технологическая и трудовая распущенность.<br />
Начальник ЭЧ-2 С.И. Кузьменков этот нелицеприятный вывод встретил с видимым спокойствием. Он уже наверняка знал, что от руководства коллективом нижнеудинских энергетиков его освободят. Но даже если допустить, что он находился в стрессовом состоянии, то всё равно трудно объяснить, как он не смог ответить на вопрос о том, в честь кого была названа станция Будагово, где произошлёл сход.<br />
Возможно, переволновался. А может, та бесшабашность, с которой действовали на момент схода его подчинённые, родилась не на пустом месте? Может, самонадеянный поворот вышки – это частное проявление общей самонадеянности на дистанции? Не знать виднейшего инженера-путейца, строителя Транссиба Григория Моисеевича Будагова – это ли не синоним равнодушия?
АЛЕКСАНДР ФИЛИППОВ. Фото: Архив ВСП
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31